Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

«Мы тут фасадами занимаемся, а внутри все вот-вот рухнет!»

Оля Ясева, Екатерина Киселева24 декабря 2020 751
2021-04-29T11:19:18.043000+00:00
«Мы тут фасадами занимаемся, а внутри все вот-вот рухнет!»
Прогулка c организатором «Том Сойер Феста» Любовью Дегтевой по историческим объектам Екатеринбурга, спасенным волонтерами

Архитектор Любовь Дегтева в 2018-м году привезла из Самары в Екатеринбург фестиваль «Том Сойер Фест», во время которого горожане восстанавливают исторические здания. Любовь вместе с волонтерами сами ищут деньги на реставрацию и выполняют работы — все ради того, чтобы спасти ветхие дома, на которые ни у кого не находится времени. Любовь показала нам обновленные объекты на Вайнера, 68 и Чернышевского, 6 и рассказала, как нужно изменить законодательство, чтобы избавить город от хаотичной застройки.

Поехать в Самару за пирожками, уехать со смыслами

Последние 5 лет я работаю архитектором в Проектном Бюро «R1». В 2018-м году у меня случился кризис — устала сидеть в офисе и потеряла смысл: «Зачем я занимаюсь архитектурой?». Такой вопрос как-то задала себе. Тогда же от подруги узнала про «Том Сойер Фест». Этот фестиваль появился в Самаре в 2015-м году, с целью силами волонтеров восстанавливать и сохранять историческую среду города. В 2016-м году его организаторы получили грант и стали регулярно проводить «Школу Том Сойер Феста», чтобы кто угодно мог познакомиться с идеей фестиваля и опытом реставрации ветхих зданий. Моя подруга и коллега-архитектор Оксана Котельникова предложила поехать на одну из таких школ — я подумала: «Отлично, переключусь, погуляю и поем бесплатных пирожков от организаторов школы».

В итоге там мы поразились тому, как просто можно влиять на город, в котором живешь, и делать его лучше. Увидели горящие глаза координаторов фестиваля в Самаре и вдохновились повторить то же самое в Екатеринбурге. Вернувшись оттуда, в свободное от работы время мы с Оксаной занимались подготовкой первого фестиваля в Екатеринбурге. Сначала наша команда состояла только из нас двоих. По ходу подключились мои друзья, знакомые и просто люди, узнавшие о фестивале из новостей.

Устала сидеть в офисе и потеряла смысл: «Зачем я занимаюсь архитектурой?». Такой вопрос как-то задала себе

Сначала мы решили постепенно восстановить старинные здания в Купецкой Слободе — историческом районе в центре Екатеринбурга, который охватывает улицы Вайнера, Чернышевского и Добролюбова. Место начало развиваться практически одновременно с основанием города, в XVIII веке и продолжило застраиваться вплоть до XIX-го. Называется оно так потому, что здесь селились и вели свои торговые дела купцы. Многие из созданных тогда зданий«дожили» до нашего времени — наиболее целостно сохранилась среда XIX века. 

«Теперь здесь ресторан — как раз на месте нашей подсобки»

У «Том Сойер Феста» три критерия отбора домов для фестиваля. Во-первых, это точно не объект культурного наследия (ОКН), потому что по действующему законодательству волонтеры не имеют право работать на ОКН. Этим занимаются организации с лицензией, которая и дает право работать на таких объектах. Но при этом каждый шаг согласовывается с охранным органом. Второй критерий появился после не очень удачного опыта в первом сезоне фестиваля: дом должен быть с хозяином, который понимает ценность здания, хочет его сохранить и позаботится о нем после нашего ухода. И, в-третьих, объект должен быть деревянным: с деревом легко научиться работать здесь и сейчас, потому что его просто обработать по сравнению с камнем и возможно тут же увидеть результат. После долгих поисков, писем собственникам разных домов и согласований с муниципалитетом нам разрешили взяться за дом на Вайнера, 68. Собственников в нем оказалось много, поэтому мы обсудили реставрационные работы с одним представителем ТСЖ. Хотя этому человеку было все равно, что будут делать с домом, — он нам так и сказал.

Мы с командой из реставраторов, которые нас консультируют, определили состав работ и сделали таблицу: что нужно купить из материалов, сколько все это будет стоить. В смету вошли средства индивидуальной защиты для волонтеров, ручной и электроинструмент, расходники к нему, еда на площадке, краска, кисточки, штукатурка, стекла и штапики для окон, древесина для изготовления утраченного декора. Мы написали бизнесу: «Давайте дружить, будем вместе восстанавливать дом». Откликнулись Tikkurila, МТС, «Додо Пицца» и другие. В результате бюджет первого сезона фестиваля в 2018-м году для Вайнера, 68 составил 290 000 рублей, 35 000 из которых были собраны лично организаторами-волонтерами.

В этом же доме нам выделили подсобку, где протекала канализация, и балка не сегодня-завтра могла рухнуть нам на голову

Приступили к восстановлению фасада дома на Вайнера, 68 в июле. На открытие пришло человек 100, у нас даже здания не хватало на всех, а вот в течение всех последующих дней трудились около 10 человек. Когда волонтер приходит на объект, ему не нужно ничего уметь — он здесь, чтобы общаться с людьми и учиться чему-то новому. Прямо на площадке я и другие координаторы, которые переняли опыт реставраторов конкретно на этом объекте, учим и показываем, как выполнять каждый этап реставрации. Но с первым нашим домом оказалось непросто. Работа оказалась сложной: обрабатывать материал — кирпич — оказалось нелегко, плюс еще не было опыта работы на объектах. В итоге проект затянулся на полгода, заканчивали его уже зимой. Мы вернули фасаду исторический облик: первый этаж, освободив от краски, оставили в отделке из кирпича — не оштукатуривая и не окрашивая. Также восстановили утраченные элементы деревянного декора на втором этаже и застеклили окна.

В этом же доме нам выделили подсобку, где протекала канализация, и балка не сегодня-завтра могла рухнуть нам на голову. Тогда я подумала: «Мы тут фасадами занимаемся, а внутри скоро все вот-вот рухнет!». Пошли разбираться в администрацию и вместе стали просить собственника помещения сделать ремонт. Он внезапно обнаружил, что у него красивый исторический дом в центре города, так что на свои деньги отремонтировал всю внутрянку: заменил часть кровли, отремонтировал лестницу, балки, окна пластиковые поставил. По поводу последнего немного жаль, ведь раньше стояли окна XIX века с латунной фурнитурой, и мы их реставрировали в рамках фестиваля. После фестиваля собственник продолжил заботиться о доме. Теперь здесь ресторан — как раз на месте нашей подсобки.

«Ценность дома оттого, что его не охраняет государство, не становится меньше»

Второй сезон «Том Сойер Феста» прошел в 2019-м году и был посвящен зданию на Чернышевского, 6. Этот дом на две семьи в XIX веке построил псаломщик (служитель православного храма — Ред.) Николай Топорков. Нынешние собственники даже застали в живых его сына: в 80-е он продал дом и, по воспоминаниям собственников здания,  все деньги пожертвовал церкви. 

До «Том Сойер Феста» здание выглядело совсем ветхим. Мы полностью очистили все фасады от старой краски, загрунтовали и заново покрасили. Еще восстановили утраченную секцию исторического забора, который является частью фасадного решения и выходит на улицу Чернышевского.

Итоговый бюджет второго сезона — 700 000 рублей, и это также деньги жителей города и местного бизнеса

Этот дом уникален в том, что в нем сохранились многие элементы деревянного зодчества. На наличниках (рама вокруг окна Ред.) изображены небесный, земной и подземный миры. Это история про плодородие: сверху — солнце, снизу — стога сена, сбоку есть растительный орнамент. Часть элементов мы восстановили по фотографиям Екатеринбурга 30-х годов, где был изображен наш дом с еще сохранившимися элементами на фасаде.

Главным для нас стала замена кровли — ее не обновляли больше 100 лет, поэтому материал крошился в руках. Стало ясно, если просто покрасим дом, он продолжит мокнуть изнутри и сгниет. Поэтому мы проконсультировались с реставраторами из фирмы «Рестострой». Они посоветовали кровельщиков, которые работали со многими объектами культурного наследия в Екатеринбурге. Хоть это здание к ним не относится, мы воспринимаем его именно так — ценность дома оттого, что оно не охраняется государством, не уменьшается. Специалисты сказали, что здесь потребуется самая дорогая кровля — из фальцевого железа, потому что именно такую делали в XIX веке. Счет за ее замену и замену водосточных труб составил 420 000 рублей. И нам удалось почти за месяц собрать всю сумму: часть внесли партнеры фестиваля, остальные деньги — народные. Итоговый бюджет второго сезона — 700 000 рублей, и это также деньги жителей города и местного бизнеса.

За время фестиваля мы видели, как у жильцов менялось отношение к месту, где они живут. С нашим приходом один из собственников, дядя Коля, сказал: «Сейчас тут дом такой чудесный будет, а у меня пристрой некрасивый, надо что-то с ним сделать». И давай тоже вечером выходить после работы на улицу и мастерить пристрой. Вот почему это фестиваль не про дома, а про людей.

Эпоха возрождения: как фестиваль меняет законодательство

Напротив объекта на Чернышевского, 6, который мы отреставрировали, есть еще один под номером 9 — старинный особняк, который также рассматривали для «Том Сойер Феста», но не вышло. Это объект культурного наследия, и нам реставраторы объяснили, что действующее законодательство запрещает работать на таких объектах, если нет специальной лицензии, а получить ее можно только компании с квалифицированным персоналом — у нас же большинство людей без специальных навыков. Однако прецедент «Том Сойер Фестов» по всей России позволил разработать поправки к федеральному закону, и теперь в нашей стране волонтеры все же имеют право осуществлять деятельность на объектах культурного наследия, но их режим и правила работы должны разрабатываться на местах — в муниципалитетах. В нашем муниципалитете охранный орган не готов дать такое разрешение. Плюс этот дом каменный и с лепниной — нельзя просто прийти и научиться работать с этим материалом.

Теперь в нашей стране волонтеры все же имеют право осуществлять деятельность на объектах культурного наследия

У дома на Чернышевского, 9 только начинается вторая жизнь. Несколько лет назад его признали ветхим, поэтому жильцам предложили расселиться. Все разъехались, но одна семейная пара решила остаться. Светлана и Андрей хотят сделать из этого особняка музей или хостел. Хотелось бы, чтобы «Том Сойер Фест» принял участие в восстановлении, как только там начнутся какие-то подвижки. Чтобы вывести здание из состояния ветхого, должна собраться комиссия, инициированная районной администрацией. Но сначала нужен какой-нибудь интересант: например, юрлицо, пожелавшее снять это здание в аренду, или застройщик, который выкупит здесь землю и решит построить на месте старого дома новую высотку. Тогда комиссия примет решение, после чего оно отправится в другую комиссию — городскую. И только после ее одобрения дом могут вывести из статуса «ветхого», как нам объяснили в администрации района.

У этого здания есть кирпичный флигель, находящийся прямо за особняком. Он уже не является объектом культурного наследия, и его тоже расселили. Сейчас мы ведем диалог с администрацией, чтобы «Том Сойер Фест» мог восстановить хотя бы его. После расселения последним в нем остался жить дядя Саша — он работал неподалеку охранником, и мы с ним познакомились во время реставрации дома на Чернышевского, 6. Он даже эклеры нам носил. Дядя Саша до последнего оставался жить здесь, потому что ему очень нравилось это место: в молодости он работал где-то поблизости, однажды курил в форточку и увидел красивую девушку, проследил за ней — оказалось, она живет в этом доме. Познакомился, и в итоге они поженились, появились дети. Это стало главной историей его жизни — любовь, связанная с этим домом. Не знаю, что случилось с дядей Сашей, но сейчас он тоже тут не живет: видно по входной двери, которую замело сугробом.

Сокровища старых домов: фотоархив, кирпич и гвозди

Екатеринбург — мой неродной город, я приехала из Перми, поэтому есть подсознательная тоска по корням, вот я и цепляюсь за истории домов и людей. Когда собственник одного из зданий приводил свою новую квартиру в порядок, сказал: «Там столько вещей от прежних хозяев осталось — а ты так любишь старину, я дам тебе ключи, забирай, что захочешь». Там были на выброс вещи, упакованные в мусорные мешки, а в них фотографии XIX — начала XX века, на них — Свердловск и Нижний Уфалей (поселок в Челябинской области  Ред.). Теперь у меня дома лежит фотоархив какого-то чужого дяди, а я страдаю от незакрытого гештальта, ведь могла бы разыскать его детей и внуков и отдать им снимки.

За последние 150 лет Екатеринбург утратил около 3000 зданий XVIII и XIX века и лишь 300 сохранил

У «Том Сойер Феста» есть своя коробка сокровищ, куда мы складываем все найденные нами интересные раритеты. На Вайнера, 69, например, «попался» старинный кирпич с клеймом. Обычно, когда закладывают фундамент, делают продух — такие «дырочки» в нем, чтобы воздух циркулировал. Вот в этот продух кто-то и положил кирпич с клеймом «Завода Густомъсова» XIX века. Подкову нам кто-то принес: у нас как раз чайник не закрывался, и мы ее на крышку клали. Очень много гвоздей XIX века с Чернышевского, 6 забрали, когда кровлю меняли.

«Нас ждет суперплотный город, который не учитывает историческую среду»

За последние 150 лет Екатеринбург утратил около 3000 зданий XVIII и XIX века и лишь 300 сохранил. Современное его развитие выглядит очень хаотичным: во многом дело заключается в одном документе под названием «Правила землепользования и застройки» — ПЗЗ, если коротко. Этот регламент составлен очень крупными мазками, и в целом действующие ПЗЗ предусматривают тип зданий, их максимальную высоту и плотность. Проблема в том, что одни и те же максимальные показатели могут быть как для квартала с широченными улицами и застройкой из 90-х и 00-х так и для узких улочек с особняками 19 века, а внешний вид строений, по сути, никак не контролируется. Вот почему часто застройщик ставит рядом с историческим домом уродливую высотку. В итоге, хотя формально памятники и не уничтожаются, это портит общее впечатление от всей улицы или даже квартала.

В 2020-м году я прошла программу обучения «Архитекторы.рф» от института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», где изучила проблему сохранения исторического наследия в районе Купецкой Слободы в Екатеринбурге. Там пришла к выводу, что нашему городу нужен новый регламент, который определит, что и как сохранять, где можно строить, как должны выглядеть кварталы, здания и общественные пространства, как подключить бизнес к реставрации зданий, в которых он «живет». Сейчас прототип такого документ есть — это «Стандарт комплексного развития территорий» в 10 книгах, разработанный «Стрелкой» совместно с Минстроем и Дом.Рф. Это понятный инструмент для городских властей, девелоперов, градостроителей и архитекторов, который поможет развивать комфортные общественные пространства. Документ охватывает разные сферы развития городских территорий: формирование новой застройки на свободных участках, преобразование территорий сложившейся застройки, благоустройство открытых городских пространств. Он в деталях описывает, как будут развиваться города, какими комфортными могут быть наши подъезды и какие планировки застройщикам стоит делать в квартирах.

Екатеринбургу нужен новый регламент, который определит, что и как сохранять, где можно строить, как должны выглядеть кварталы, здания и общественные пространства

Когда мы говорим о сохранении исторических объектов, особенно важна вторая книга про развитие уже застроенных территорий. Там есть глава про объемно-пространственный регламент — это такой инструмент «Правила землепользования и застройки здорового человека». Он носит рекомендательный характер и рассказывает, как разделить город на типы застройки, какие сценарии развития возможны для каждого района. В этом документе очень много параметров — от размеров кварталов до типа козырька и цвета штукатурки. Сегодня застройщики работают примерно по 10 показателям, для сравнения, в европейских странах их около 200.

В моей идеальной вселенной каждый житель города такой: «Да! Мы хотим регламент! Когда у нас уже будет регламент?!»

Чтобы и человеку, и историческим зданиям в городе было хорошо, нужны другие стандарты развития города и воля городской власти, чтобы «Стандарт комплексного развития территорий» вступил в силу. Еще важно наладить диалог с бизнесом, рассказывать, как эта идея может помочь предпринимателям. В моей идеальной вселенной каждый житель города такой: «Да! Мы хотим регламент! Когда у нас уже будет регламент?!». Потому что без такого документа нас ждет суперплотный город, который не учитывает историческую среду. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт
городличный опыт
Сейчас обсуждают
Аноним
20 апреля 2024
редакцияeditorial@cian.ru