Коллеги, до кого не дошла информация от Росфинмониторинга, и кто не знает про такую организацию, прошу уделить внимание на нижепублекуемое письмо. Для профессианалов знание информации просто необходимо.
Информационное письмо
Росфинмониторинга от 2 августа 2013 г. № 30
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ
МОНИТОРИНГУ
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ПИСЬМО
от 2 августа 2013 г. № 30
«О
разъяснении отдельных вопросов по предоставлению сведений о сделках
с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, субъектами
федерального закона от 07.08.2001 № 115-фзrl=http://www.fedsfm.ru/companies/messages/664#_ftn1]]url]
«о противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
тероризма», не являющимися кредитными организациями
В соответствии с
п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) обязательному контролю
подлежит сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой
является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма,
на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей,
либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000
рублей, или превышает ее (далее– пороговое значение).
Сведения о такой сделке, совершаемой клиентом
субъекта Федерального закона № 115-ФЗ, подлежат документальному фиксированию и
представлению в уполномоченный орган в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7
Федерального закона № 115-ФЗ в срок не позднее трех
рабочих дней, следующих за днем ее совершения.
1. Что следует
считать датой совершения сделки с недвижимым имуществом для целей представления
сведений о ней в Росфинмониторинг?
Учитывая положения Гражданского кодекса
Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее
– Федеральный закон №
122-ФЗ), а также иных нормативных правовых актов, договор, подлежащий
государственной регистрации, считается заключенным с момента государственной
регистрации сделки.
Таким образом, по нашему мнению, в случае, если
сделка с недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными
законами, датой совершения такой сделки в целях Федерального закона № 115-ФЗ
следует считать дату государственной регистрации этой сделки.
Сведения о такой сделке, зарегистрированной в
установленном порядке, должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее
трех рабочих дней, следующих за днем ее регистрации.
В случае, если сделка не подлежит государственной
регистрации, в том числе в случае, если государственной регистрации подлежит
только переход права собственности на недвижимое имущество, по нашему мнению,
обязанность организации представить информацию в Росфинмониторинг возникает с
момента заключения договора.
Сведения о такой сделке должны быть представлены
в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания
договора, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом.
Учитывая положения п. 8 ст. 2 Федерального закона
от 30.12.2012 г.
№ 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части Гражданского
кодекса РФ" (в ред. Федерального rl=consultantplus://offline/ref=3113B968D17AD7D7CFAD883E7A91F61F6F27BECD3B596D5A7B8038A94BC777D0510E6CD23C8F8BB8e4bBE]законаurl]
от 04.03.2013 № 21-ФЗ), в соответствии с которыми правила о государственной
регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащихся в статьях
558, rl=consultantplus://offline/ref=33F0FE22A057525D2F3813711BBE74975E7029C7DF554150AFFBD1CDC717D7E05DA972694B05783FACeDE]560url],
rl=consultantplus://offline/ref=33F0FE22A057525D2F3813711BBE74975E7029C7DF554150AFFBD1CDC717D7E05DA972694B05793BACeCE]574url],
rl=consultantplus://offline/ref=33F0FE22A057525D2F3813711BBE74975E7029C7DF554150AFFBD1CDC717D7E05DA972694B05793FACe6E]584url]
Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат применению к договорам,
заключаемым после дня вступления в силу указанного Федерального закона (вступил
в силу с 01 марта 2013 года), датой совершения таких сделок в целях
Федерального закона № 115-ФЗ, следует считать:
- для договоров, заключенных до 01.03.2013 – дату
государственной регистрации сделки (договора),
- для договоров, заключенных после 01.03.2013 -
дату подписания такого договора.
Учитывая изложенное, сведения о таких сделках с
недвижимым имуществом, подлежащим обязательному контролю, заключенным до
01.03.2013, должны быть представлены в Росфинмониторинг в срок не позднее трёх
рабочих дней, следующих за днём государственной регистрации
соответствующего договора, а заключенной после 01.03.2013 - не позднее трёх
рабочих дней, следующих за днём подписания соответствующего договора.
2. Каким образом
представить сведения о сделке с недвижимым имуществом, подлежащей
государственной регистрации, если у субъекта Федерального закона № 115-ФЗ
отсутствует возможность в установленный срок получить информацию о дате
государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом?
В случае, если субъект Федерального закона №
115-ФЗ не имеет возможности получить информацию о дате государственной
регистрации сделки с недвижимым имуществом в день или в течение следующих трех
дней после её регистрации, то, в соответствии с Инструкцией о предоставлении в
Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной
Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»,
утвержденной приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 № 245, при заполнении
Листа 01 «Сведения об операции с денежными средствами или иным имуществом»
формы 4-СПД в реквизите 113 «Дата совершения операции» следует указывать дату
государственной регистрации сделки, а в реквизите 114 «Дата выявления операции»
- дату получения информации о регистрации сделки, подтвержденную
соответствующими документами.
Учитывая изложенное, для исключения возможности
возникновения подозрений в умышленном затягивании сроков представления
информации в Росфинмониторинг субъекту Федерального закона № 115-ФЗ
следует обеспечить хранение у себя документов и информации, свидетельствующих о
фактических сроках выявления такой сделки.
3. Относятся ли
сделки с недвижимым имуществом, совершаемые в рамках договора участия в долевом
строительстве, к сделкам, указанным в п. 1.1 ст. 6 Федерального закона №
115-ФЗ?
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона
от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных
домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 214-ФЗ) по договору участия в долевом строительстве (далее - договор)
одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими
силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный
дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в
эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого
строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник
долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и
принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию
многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Договор заключается в письменной форме, подлежит
государственной регистрации и считается заключенным с момента такой
регистрации, если иное не предусмотрено Федеральным rl=consultantplus://offline/ref=AB86106E35E50A4BFAF07C8566CD1152579375B952599B7728006F1BD6C881B59E6E5B754A845828b1c9I]закономurl]
№ 214-ФЗ.
В соответствии с требованиями п. 4 ст. 4
Федерального закона № 214-ФЗ договор участия в долевом строительстве
содержит, в том числе, срок передачи застройщиком объекта долевого
строительства участнику долевого строительства. При этом в случае отсутствия в
договоре указанного условия, договор считается не заключенным.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, правовыми
последствиями заключения договора участия в долевом строительстве, при условии
соблюдения субъектами законодательства о долевом строительстве требований
указанного законодательства, является возникновение у участника долевого
строительства права собственности на объект строительства (долю в объекте).
Вместе с тем, необходимо отметить, что в
соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ операции с денежными
средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с
денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их
осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение
связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Учитывая изложенное, по нашему мнению,
обязательному контролю будет подлежать заключение договора участия в долевом
строительстве. При этом датой совершения операции будет являться дата
государственной регистрации указанного договора.
Аналогичные требования, по нашему мнению,
распространяются и на договор об уступке права (требования) по договору участия
в долевом строительстве, и на договор участия в долевом строительстве,
заключённый с лицом, к которому перешли права и обязанности по такому договору,
т.к. данные договоры, исходя из анализа положений Федерального закона №
214-ФЗ, также можно отнести к сделкам, подлежащим обязательному контролю, если
сумма, на которую они совершаются, равна или превышает установленное пороговое
значение.
4. Относятся ли
сделки с недвижимым имуществом, совершаемые в рамках договора паенакопления, к
сделкам, подлежащим обязательному контролю, в соответствии с Федеральным
законом № 115-ФЗ?
В соответствии со ст. 110 Жилищного кодекса
Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается
добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в
целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, при этом члены жилищного
(жилищно-строительного) кооператива своими средствами участвуют в приобретении
(строительстве), реконструкции и последующем содержании многоквартирного
дома. По нашему мнению, данные положения свидетельствуют о том, что конечной
целью заключения договора паенакопления является приобретение членом жилищного
(жилищно – строительного) кооператива права собственности на объект
недвижимости.
Исходя из этого, по нашему мнению, договор
паенакопления, заключенный на сумму, равную либо превышающую установленное
пороговое значение, можно отнести к сделкам, подлежащим обязательному контролю
в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.
Учитывая, что договор паенакопления не подлежит
государственной регистрации, информация о таком договоре должна быть
представлена в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днём
его подписания.
Кроме того, по нашему мнению, обязательному
контролю, подлежит сделка по договору купли – продажи пая в жилищном (жилищно –
строительном) кооперативе, равно как и по договору об уступке права
(требования) по договору паенакопления, сумма которого равна или превышает
установленное пороговое значение.
5. Подлежит ли договор
аренды недвижимого имущества обязательному контролю?
В соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона
№ 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом, совершаемая в рамках договора аренды,
будет подлежать обязательному контролю в случае, если условиями данного
договора предусмотрен выкуп арендуемого недвижимого имущества, и сумма сделки
равна или превышает установленное пороговое значение.
Одновременно обращаем внимание, что в рамках
договора аренды недвижимого имущества также могут совершаться иные операции,
подлежащие обязательному контролю в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 6
Федерального
закона
№ 115-ФЗ, независимо относится или не относится данная сделка с недвижимым
имуществом, к сделкам, указанным в п. 1.1 ст. 6 Федерального закона.
Кроме того, если у работников организации,
осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на
основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают
подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания)
доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма,
организация обязана представить соответствующую информацию в Росфинмониторинг в
соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, независимо от того,
относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст.
6 Федерального закона № 115-ФЗ.
6. Если договор
аренды недвижимого имущества, подлежащий обязательному контролю, заключен на
неопределенный срок и в нем не указана общая сумма арендных платежей, с какого
момента у организации возникает обязанность проинформировать Росфинмониторинг о
такой сделке?
Если в договоре аренды недвижимого имущества,
предусматривающем выкуп арендуемого недвижимого имущества, общая сумма сделки
не указана, и договор заключается на неопределенный срок, а сумма каждого
арендного платежа меньше порогового значения, установленного п.1.1 ст. 6
Федерального закона № 115-ФЗ, то каждый раз, как только общая сумма платежей
достигает пороговое значение, у субъекта Федерального закона № 115-ФЗ возникает
обязанность представить информацию об указанной сделке в Росфинмониторинг как
об операции, подлежащей обязательному контролю.
При формировании сообщения о такой операции в
реквизите реквизит
121 "Основание совершения операции" формы 4-СПД указываются
сведения о договоре аренды недвижимого имущества (вид договора, номер и дата),
а в реквизите 126 "Дополнительная информация" - сведения об общей
сумме платежей, осуществленных по договору аренды недвижимого имущества на дату
формирования сообщения, и сведения о номерах сообщений, ранее представленных по
указанному договору аренды недвижимого имущества.
7. Каким образом
представлять сведения о сделке с недвижимым имуществом, подлежащей
обязательному контролю, при наличии нескольких продавцов и покупателей?
Позиция Росфинмониторинга по данному вопросу
подробно изложена в
п. 3
Информационного письма Росфинмониторинга «О разъяснении отдельных вопросов по
предоставлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю» от
28.06.2011 № 15.
Информационное письмо Росфинмониторинга № 1 от
08.08.2008 не применять.
rl=http://www.fedsfm.ru/companies/messages/664#_ftnref1]]url] В соответствии с положениями Федерального
закона № 115-ФЗ к субъектам законодательства в сфере ПОД/ФТ относятся
организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным
имуществом, и индивидуальные предприниматели, указанные в ст. 5 Федерального
закона № 115-ФЗ, а также лица, указанные в ст. 7.1 Федерального закона
№ 115-ФЗ.
Юрист рассказал, как запрет на коммерцию в СНТ скажется на рынке загородной аренды
14 августа 2025
