Спрос на апартаменты в последнее время растет. Некоторые недобросовестные застройщики пользуются ситуацией и вводят в заблуждение покупателей. Порой девелоперы обещают после сдачи проекта перевести апартаменты в разряд жилой недвижимости, но не выполняют эти обещания, пишет «Вести.Недвижимость».
Сейчас в столице, по словам главы управления по контролю и надзору в области долевого строительства Москомстройинвеста Александра Семенова, объем предложения апартаментов составляет около 2 млн кв метров. У каждого третьего московского застройщика есть проект с этим типом недвижимости.
Этот формат популярен у покупателей недвижимости, однако здесь имеются свои «подводные камни». Часть застройщиков умалчивают о том, что с правовой точки зрения апартаменты не являются жильем, поэтому сделки с ними не защищены законом о долевом строительстве. Если девелопер утверждает, что апартаменты продают в соответствии с 214-ФЗ — это лишь маркетинговый ход, помогающий привлекать клиентов, подчеркивает Семенов. Покупателей вводят в заблуждение. Совершая сделку, люди не понимают, что помещения фактически не относятся к жилой недвижимости, а значит, налоги и коммунальные платежи по ним будут значительно выше.
На первичном рынке по итогам 2017 года, по подсчетам компании Est-a-Tet, доля апартаментов составила примерно 20%. Около 42% апартаментов относятся к бизнес-классу, примерно 33% относятся к премиальному сегменту. Спрос на апартаменты за последние два года удвоился, говорит руководитель по работе с ключевыми партнерами Est-a-Tet Роман Родионцев. Спрос на квартиры за это время вырос в четыре раза. В 2015 году в структуре спроса доля апартаментов составляла 12%, к 2017 году этот показатель вырос до 20%.
Апартаменты имеют ряд особенностей, о которых нужно знать покупателям. По закону такие помещения нельзя использовать для постоянного проживания. Прописаться в апартаментах нельзя. Это ограничение не является серьезным препятствием для покупателей объектов бизнес- и премиум класса, у которых обычно имеется и другое жилье, но в последнее время апартаментами начали интересоваться покупатели массового сегмента. Застройщики стараются привлекать эту категорию клиентов, объединяя в одном мультиформатном проекте апартаменты и квартиры.
Глава департамента аналитики агентства недвижимости «Бон Тон» Елена Чегодаева отмечает, что для покупателей остается неясной и спорной ситуация, когда застройщик обещает перевести апартаменты в категорию жилья и продает их по цене, на 15-20% ниже стоимости аналогичных квартир. Покупатели соглашаются на сделку, рассчитывая, что со временем они получат полноценное жилье, но застройщик долгое время не выполняет свое обещание. Другая неприятная ситуация — когда покупателю не объясняют разницу между апартаментами в апарт-комплексе и МФК.
Семенов отмечает, что застройщики, продающие апартаменты под видом жилья и вводящие клиентов в заблуждение, имеют низкий уровень социальной ответственности, к тому же, ради сиюминутной выгоды они ставят под удар весь рынок долевого строительства.