При переходе на экономически обоснованные тарифы адресные субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг будут получать до 11 млн российских семей, рассказали газете «Известия» в «Институте экономики города». Специалисты оценили доступность платы за ЖКУ для населения.
Согласно расчетам, при экономически обоснованном повышении тарифов на 20% и максимально допустимой доли расходов на ЖКУ 15% в совокупном доходе семьи на льготы и субсидии потребуется на 45% больше средств. При этом коммунальный сектор дополнительно получит 977 млрд рублей доходов. Эти средства планируется направить на модернизацию системы ЖКХ.
Число получателей субсидий на оплату ЖКУ в последние годы снижалось. В 2020-м доля таких семей составила 5,7% всех домохозяйств. При ощутимом росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги число получателей субсидий может вырасти в два–три раза, считает директор направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер. Она полагает, что повышение тарифов в разных регионах будет неравномерным, кроме того, рост тарифов для разных видов коммунальных услуг также будет отличаться. Решения могут приниматься регионами с учетом анализа инвестиционных потребностей и планов модернизации коммунальной инфраструктуры. ИЭГ в своих расчетах исходит из единовременного повышения тарифов на все коммунальные услуги на 20%. Расчеты производились, чтобы оценить возможные последствия для бюджета и жилищно-коммунального сектора.
По словам Ирины Булгаковой, возглавляющей комиссию по ЖКХ общественного совета при Минстрое, рост тарифов требует адресной поддержки отдельных категорий граждан. При этом объем инвестиций, которые приходят в отрасль, превышает расходы на субсидии. Эксперт подчеркивает, что решение о повышении тарифов еще не принято. При рассмотрении инвестиционных проектов по модернизации ЖКХ Минстрой и Федеральная служба по тарифам смогут учитывать расчеты Института экономики города и на основе этих данных принимать решения по тарифам.
По мнению гендиректора ООО «ЕРЦ ЖКХ» Ниджада Гусейнова, при введении экономически обоснованных тарифов необходимо учитывать состояние инфраструктуры в каждом регионе, городе и районе, оценивать соответствие многоквартирных домов энергостандартам. Он убежден, что в этом случае рост тарифов положительно отразится на предприятиях жилищно-коммунальной сферы. В будущем благодаря решению застарелых проблем это приведет к экономически обоснованному понижению тарифов для потребителей.
Зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева назвала расчеты ИЭГ «странными и необоснованными». По ее мнению, недостаточно изучить тарифные заявки ресурсоснабжающих предприятий. Необходимо также проверить обоснованность тарифов, их соответствие действительности. Разворотнева пояснила, что сегодня в тарифы заложены не только инвестпрограммы и нормативные потери, но и неэффективность предприятий. Например, в Кургане построили дополнительную ТЭЦ, в которой не было необходимости, и сейчас тарифы здесь выше, чем в соседних регионах.
Исполнительный директор комитета по коммунальной инфраструктуре и ЖКХ «Деловой России» Гайк Багдасарян отмечает, что пока рассуждения о повышении тарифов являются гипотетическими. Он напомнил, что, согласно действующему законодательству, в течение года тарифы не изменяются, их корректировка происходит один раз в год, с 1 июля.