В Москве после объявления мобилизации трафик в кафе и ресторанах снизился на 17% по сравнению с предыдущей неделей. За год посещаемость заведений общепита снизилась на 27%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Focus Technologies. Отдельные рестораторы заявляют о падении посещаемости до 50% из-за массового отъезда граждан.
Совладелец сети «Теремок» Михаил Гончаров рассказал о снижении трафика в заведениях на 15–20%. Основатель сети гастробаров «Раковая» Евгений Ничипурук заявил, что посещаемость ресторанов в первые дни мобилизации снизилась на 15–20%, а к понедельнику упала на 50%. В ГК «Шоколадница» рассказали, что в выходные посещаемость снизилась, но в понедельник трафик начал восстанавливаться.
Москвичи после объявления частичной мобилизации корректируют потребительское поведение, пояснил руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев. Гончаров считает, что значимую роль в снижении трафика сыграл массовый отъезд граждан за рубеж. Ничипурук полагает, что часть граждан не посещают кафе и рестораны из-за стресса.
Игроки рынка не ожидают улучшения ситуации и собираются сокращать количество смен персонала, снижать расходы и договариваться с арендодателями о снижении арендных платежей. Если продажи будут низкими более трех месяцев, рестораны начнут закрываться, полагает Гончаров. Ничипурук считает, что закрытия могут начаться раньше из-за мобилизации управленческого персонала, включая сушефов и шеф-поваров.