Собственников квартир хотят обязать решать споры с управляющими компаниями в досудебном порядке. Речь о жалобах на некачественный ремонт, содержание домов и придомовой территории. Соответствующий законопроект был разработан Торгово-промышленной палатой. Его направят в профильный комитет Госдумы, пишет газета «Известия».
Согласно документу, перед тем как обращаться в госжилинспекцию или суд, жильцы будут обязаны направить претензию УК. Управляющая компания должна отреагировать на нее в течение 10 дней, рассказала председатель подкомитета ТПП по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью Сусана Киракосян. Если в течение 10 дней УК не отреагирует и не решит проблему, жильцы смогут подать иск в суд. При этом УК придется заплатить дополнительный штраф.
В настоящее время в судах находится более 10 млн жилищных споров. Часто люди обращаются в ГЖИ и суд, не направив перед этим претензию в УК, говорится в пояснительной записке к документу. По мнению Киракосян, принятие поправок поможет решать жилищные споры более оперативно и цивилизованно. Это станет шагом к созданию бесконфликтной среды в управлении многоквартирными домами.
Эксперт «Народного фронта» Павел Склянчук отмечает, что сейчас ГЖИ тратит те же 10 дней, чтобы связаться с управляющей компанией. При этом он опасается, что новый подход будет противоречить принципам обращения граждан к государству. Такое право не может быть как-либо ограничено. Собственнику придется обращаться в УК, ожидать ответа на претензию, затем готовить обращение в контрольно-надзорные органы. Но если у жильца возникла серьезная бытовая проблема, которую УК не решает, нельзя допускать промедления.
Попытка договориться с управляющей компанией и мирно решить конфликт — это разумный подход, говорит общественный деятель в сфере ЖКХ Грант Агасьян. Однако ограничивать людей, которые хотят сразу идти в суд, нельзя, считает эксперт.
По мнению члена комитета Госдумы по строительству и ЖКХ от фракции «Единой России» Александра Якубовского, требование к жильцам обратиться в УК перед тем, как идти в суд, является правильным. Поправки позволят разгрузит суды. Но ограничивать возможность обращения в ГЖИ нельзя, считает депутат. Он сомневается, что жалобы на низкое качество услуг их поставщику будут эффективными.