
Денис БычковАвтор проекта «Москва. Детали»
Таганка: тихо и для своих
Один из самых старых районов Москвы, если не старейший, практически всю свою историю не претендовал на звание района престижного.
До революции — местность за Земляным Валом (нынешним Садовым кольцом) и за Яузой, жившие там небогатые фабриканты и купцы. Вокруг — плотное кольцо из разных производств, от небольших фабрик на берегах Яузы до заводов-гигантов. Например, там находились скотобойни, которые позже стали Микояновским мясокомбинатом.
Во времена советские купечество исчезло, при этом появилось больше предприятий и, соответственно, жилья для рабочих. С начала 1930-х и до поздних 1980-х некогда тихий патриархальный район застраивали типовым массовым жильём, отчего он по большей части не похож на район исторический, а следовательно, и престижный.
Этот облик Таганки начал меняться где-то в середине нулевых, при этом движения эти происходили без какого-то шума и всеобщего внимания, что неудивительно для района, который всегда был немного в себе. Здесь не появлялись огромные новые кварталы, единственное исключение — застройка Новой деревни, местности между Рогожским Валом и ТТК. Там в квартале из пятиэтажек 1960-х годов и панелек 1970-х выросло с десяток новостроек массовых серий (14–19 этажей). Были также и единичные примеры точечной застройки среди тихих панельных кварталов.
Вместе с тем с начала 2010-х без особого шума и пыли в сложившейся, очень плотной исторической ткани Таганки стали появляться образцы дорогой жилой недвижимости.
Один из самых интересных таких примеров — жилой комплекс премиум-класса из пяти малоэтажных домов «11 Станиславского». Комплекс входит в состав проекта «Фабрика Станиславского» — реконструированная под офисы и жильё красивая дореволюционная фабрика в тихих переулках Алексеевской слободы.
Итог — премиальный ЖК в очень тихом районе с прекрасными видами на крыши окрестных малоэтажных исторических зданий и многочисленные храмы. Вот пример квартиры в одной из пятиэтажек комплекса — скромная 3-комнатная квартира стоимостью почти в 95 млн рублей.
Ещё из типичных примеров жилой недвижимости района для тех, кто точно знает, где в Москве жить хорошо, — новостройки на заповедном склоне между набережной Яузы и улицей Воронцово поле, где проходит граница Таганского и Басманного районов. Две трети этого заповедного склона с единственным в пределах Садового кольца лесным массивом занимают закрытые территории посольства Индии и земельного, сейчас неиспользуемого участка бывшего физико-химического института.
Ещё одну его треть застроили несколько лет назад жилыми домами, из окон многих квартир которых вид на зелёный склон индийского посольства со старинными деревьями. И вид этот надёжно защищён от застройки и других изменений. Стоимость жизни здесь расстроит тех, кто считает Таганский район исключительно шумной местностью с типовой советской застройкой. При этом в корпусах, примыкающих прямо к лесопарку, предложений, что неудивительно, нет. Зато есть в соседних — вот, например, двухуровневый пентхаус с прекрасными видами на исторический центр Москвы за 718 млн рублей. Дороговато, но и мест с такими характеристиками — зелень, тишина — в самом центре города, между Садовым и Бульварным кольцами, в Москве просто нет.
Из других примеров подобных изменений в плане недвижимости в рабочем — уже нет — районе:
→ 2 корпуса ЖК «Шоколад» за Театром на Таганке;
→ реконструкция под жильё в старинных домах и особняках в конце древней и тихой Николоямской улицы;
Переделанный в жилой дом в конце Николоямской
Усадьба на Николоямской, часть которой станет жилой
→ заявленные планы на возведение двух малоэтажных домов на красивейшей и тихой улице Солженицына;
→ новостройки на Котельнической набережной.
Для широких масс особых изменений на Таганке практически не видно, что неудивительно. Исторически это место, в котором часто обладателями квартир в новых домах становятся жильцы этого же района, которые хотят улучшить условия жизни, но намоленную во всех смыслах местность покидать не хотят. Храмы, школы, друзья детства и другие скрепы, которые не отпускают, — и всё вместе это делает Таганку местом ещё более уникальным.
Ощутимо изменившийся, но при этом сделавший это тихо, преимущественно для своих, район. В отличие, скажем, от той же Пресни.
Пресня: громко и радикально
Пресня ведь, по сути, это сестра Таганки, но такая, словно они от разных отцов.
Оба района географически и социально очень похожи. Две местности, основная и историческая часть которых лежит в основном за пределами Садового. Районы с очень богатой историей, значительные главы которой занимают истории производственные из-за большого количества промышленных предприятий. И тоже — одновременно и центральные, и рабочие местности.
В общем, центр Москвы, но с социальными оговорками. При этом, в отличие от Таганки, на Пресне тихой патриархальности и утопающих в садах улочек и храмов было много меньше, а заводских кварталов для рабочих фабрик и мануфактур — ощутимо больше. Здесь надо сказать, что речь идёт о той самой некогда рабоче-бунтарской Пресне, что начинается за Садовым кольцом, потому что сам Пресненский район включает в себя местность практически вплоть до стен Кремля, захватывая Патриаршие, но эти кварталы — при всём уважении к официальным границам Пресненского района — считать Пресней ну никак не получается.
В последние годы на Пресне заметнее, чем где-либо ещё, осуществляется программа по выводу промышленных производств за черту города или их полная ликвидация.
Пресненский район лидирует среди районов ЦАО по количеству новостроек, большая часть которых выросла и вырастает на месте бывших заводов и промзон. Часть района по обе стороны ТТК — бывшие промзоны — это по сути новая Москвы, внезапно выросшая в пределах Москвы старой, на месте дореволюционных фабрик, вместо каменоломен и на пустынных берегах Москвы-реки.
«Москва-Сити», окрестности Шелепихи, корпуса жилых кварталов Lucky и Republic — всё это новая Пресня. Всё это проекты, о которых слышали даже те, кто живёт далеко от Москвы: места массового паломничества авторов рилсов «Это Москва или Нью-Йорк?!», громкие новости об открытии здесь модных кафе и ресторанов, мечта тех, кто хочет жить в престижном и новом месте, не уезжая из центра города.
Кварталы у Красногвардейского пруда
Если задаться целью придумать символ этой современной Пресни, им точно должен стать ЖК «Пресня Сити». И названием, в котором сочетаются старое и новое. И своим обликом: три 44-этажные жилые башни, расположившиеся вокруг невысокого хлебозавода 1930-х годов постройки. И ценами на недвижимость: почти 129 млн за трёшку на последнем, 44-м этаже. Вот что такое современная Пресня.
ЖК «Пресня Сити»
Район, новая история которого восхищает любителей современного и нового и пугает адептов социальной сакральности и укромной малоэтажности. Район, в котором введено и вводится в строй огромное количество нового жилья. Район, который стал ещё более престижным, чем 10 лет назад, — редкий для современной Москвы случай.
Не то что в других исторических местах с огромными новыми кварталами, как в том же Лефортово.
Лефортово: скромно, но с размахом
Район, раскинувшийся к юго-востоку от центра, недалеко от Садового, ещё и названный в честь офицера, приближённого к императору Петру I, на территории которого царские дворцы и парки. В общем, при первом приближении хочется считать это место тихим историческим районом.
Однако индустриализация XX века размыла всю эту урбанистическую белую кровь Лефортово. При безусловном наличии выдающихся памятников и мест район этот большинство считали и считают районом массовой советской застройки и большого количества производств и промзон. Чего стоит один только завод «Серп и Молот»: расстояние от его начальной до финальной точек — несколько остановок на автобусе или трамвае.
Современная Москва избавляется от таких гигантских промышленных зон, расположенных к тому же недалеко от центра города. Поэтому, например, последние несколько лет за окном автобуса или трамвая, следующего вдоль границ «Серпа и Молота», мы видим не заводские цеха, а нескончаемые корпуса жилых новостроек — нового облика Лефортово. Та же участь — у сотни гектар территорий за ТТК, весь этот огромный пояс промышленных предприятий в районе метро «Авиамоторная».
ЖК «Символ» на месте завода «Серп и Молот»
Застройка у метро «Авиамоторная»
При этом, в отличие от Пресни, в этих новых жилых домах не открывают модных заведений, да и сами дома эти более простые. В каких-то новых кварталах Лефортово девелоперы строят парки и играют с архитектурным обликом фасадов, а где-то исповедуют модель «лучше проще, но дешевле» и ставят дома-коробки, в которых визуальная несхожесть достигается лишь фасадами разных цветов.
При этом и цены здесь не как на Пресне, отринувшей своё рабочее прошлое. Вот, например, двушка за уже не пугающие, увы, в Москве 26 млн рублей. Ещё и название ЖК очень державное, с оглядкой на историю места — «Петр I».
И в отличие от той же Пресни, где практически не осталось промзон для застройки, в Лефортово таких промышленных земель хватит ещё на переселение сюда сотни тысяч жителей в новые дома.
Ну а пока обновлённое Лефортово — это район, в котором появилось и появится ещё много относительно доступного жилья. А ещё здесь уже строится и анонсировано строительство множества бизнес-центров. Прибавить к этой картине историческое наличие большого количества вузов — и перед нами район, главная тема изменений которого ощутимое уплотнение новыми домами и их преимущественно молодыми жильцами.
В общем, Лефортово меняется, наливаясь молодостью, но не даёт забыть своё историческое прошлое. Район, который преображается, но делает это не особенно заметно для посторонних, без громких новостей и шокирующих изменений, как это происходит в последние годы на острове Мневниковской поймы.
Мнёвниковская пойма: радикально-кардинально
Искусственный остров Мнёвниковской поймы входит в состав района Хорошёво-Мнёвники. Долгие годы лучшим и ёмким описанием местности служило словосочетание «Дикий остров». Во-первых, самый настоящий, хоть и искусственный остров на западе Москвы, он появился в конце 1930-х при строительстве судоходного канала и Карамышевской плотины. Во-вторых, действительно по-хорошему дикое место.
Огромный остров между густонаселёнными районами Москвы, на котором было несколько небольших промышленных объектов, дикие набережные, лесопарки и настоящие деревни. Например, Терехово — деревня, которая появилась здесь несколько веков назад и где ещё в конце 2010-х стояли деревянные избы. Впечатляющая картина для мегаполиса, учитывая, что от избушек Терехово до центра Москвы каких-то 15 минут на автомобиле.
Деревня Терехово в 2014 году
И если вы застали Мнёвниковскую пойму в таком очаровательно забытом состоянии, то теперь, попади вы сюда случайно, вы просто бы не узнали место. Здесь вырос новый город, ощущения — словно видишь фотосравнение «было-стало» с разницей в 100 лет. Но нет: новому облику острова нет и 10 лет, при этом уже сейчас это суперсовременный район с преимущественно высотной жилой застройкой, офисными и общественными зданиями — есть школы, дворцы спорта. Построены и эксплуатируются сразу две станции метро — «Терехово» и «Мнёвники».
Если кто-то мечтал о квартире в новом доме, но с возможностью за несколько минут дойти до берега реки — это сюда, остров же. Доступных в плане их наличия квартир — в избытке: от однушки на третьем этаже (вариант за 19 млн) до пятикомнатных хором с террасой и видом на реку (квартира за 98 млн) в ЖК «Остров».
ЖК «Остров»
Новая станция метро «Терехово» и ЖК «Остров»
В общем, история места — впечатляющая: от района с рекордно маленькой плотностью населения, проживающего в деревенских избах до густонаселённых высотных кварталов современной Москвы.
Если составлять рейтинг столичных районов, которые больше всего изменились за последнее десятилетие, остров Мнёвниковской поймы победил бы с огромным отрывом.
Фото: Денис Бычков














