Современный отель, по сути, можно сравнить с торгово-развлекательным центром (ТРЦ). Разница лишь в том, что в одном больше покупают, а в другом — отдыхают. В остальном же эти заведения схожи. В каждом из них есть торговые бутики, кино- и конференц-залы, отделения банков, медпункты и пр. Наконец, пул арендаторов в крупных гостиницах также бывает многочисленным и разнообразным, что не может не радовать их владельцев.
Вот парадный подъезд

Тем не менее на территории крупного пятизвездочного отеля можно встретить самые разные торговые предприятия и объекты сервисного обслуживания. В меньших по площади гостиницах число арендаторов ограничено только свободными помещениями, которые, впрочем, для успешности профильного бизнеса и не всегда бывают необходимы. «Арендаторов подбирают в зависимости не только от категории отеля, но и от его местоположения, — объясняет Алексей Могила, директор департамента торговой недвижимости компании Penny Lane Realty. — В заведениях бизнес-сегмента кинотеатров не открывают, зато конференц-залы, химчистки, салоны красоты, банкоматы функционируют в обязательном порядке. В гостиницах классом выше свободные площади сдают еще и под магазины и бутики известных брендов, где могут торговать дорогой ювелирной продукцией, сувенирами, одеждой и аксессуарами. Правда, их количество ограничено двумя-тремя точками, потому как отели, расположенные в центре города, уже окружены достаточным числом развлекательных и торговых заведений». Наглядный пример — «Radisson Славянская», расположенная по соседству с Киевским вокзалом и крупным ТЦ «Европейский». Хотя для пользы дела и на территории гостиницы открыто несколько точек, где можно приобрести подарок или сувенир, предметы личной гигиены, купить билет на самолет или поезд, снять деньги, оплатить налоги, заказать туристическую путевку. В Marriott Tverskaya размещается магазин фирменной одежды Canali, а отель «Метрополь» гордится бутиком Алены Горчаковой, где продают эксклюзивные ювелирные украшения.

По большому счету то, насколько разнообразны услуги и велико количество компаний, их предоставляющих, зависит от наличия площадей, которые не заняты номерным фондом. И если учитывать, что основной бизнес в любом из отелей независимо от класса — это продажа номеров, то, как правило, свободных помещений остается не так много, если, конечно, они не спроектированы на этапе разработки гостиничной концепции.
Впрочем, у Антона Басина, заместителя генерального директора по арендному бизнесу «АЗИМУТ сеть отелей», свой взгляд на вещи: «Что касается видов бизнеса, размещаемых на площадях отеля, то тут все зависит от множества разных факторов. Плясать, если можно так выразиться, надо от парадного подъезда — как самой гостиницы, так и торговых помещений, предназначенных для арендаторов. Если такие площади размещают не в главном корпусе или на противоположной от него стороне, где потоки туристов и нуждающихся в крыше над головой людях не пересекаются с потоками обыкновенных покупателей, то для собственника гостиницы это проблемой не станет и серьезных препятствий для основного вида бизнеса не создаст. Если же вход в сдаваемое помещение находится рядом с главным подъездом отеля, то его владелец непременно выставит множество ограничений. Важно, чтобы арендатор не составлял конкуренцию отелю. Ведь во многих гостиницах собственники не только торгуют номерами, но и прекрасно справляются с самыми разными сопутствующими видами бизнеса».

«Если говорить о помещениях, вход в которые располагается рядом с парадным подъездом гостиницы, — продолжает делиться советами А. Басин, — то зачастую собственник отводит их под кафе и рестораны, магазины дорогой одежды, банковские филиалы. И как только на все свободные от номеров территории находятся арендаторы, отель, можно сказать, превращается в многофункциональный комплекс с гостиницей, торговой и конференц-зонами, бизнес-центром и объектами развлекательной инфраструктуры. Для той же «Radisson-Славянская» или проектируемого в Мурманске МФЦ «Арктика», где ключевым предприятием стал «АЗИМУТ Отель Мурманск», другую аббревиатуру, кроме как МФК, подобрать довольно сложно».
«Все зависит от концепции и конструктивных особенностей здания, — соглашается с коллегой Денис Колокольников, генеральный директор консалтинговой компании RRG. — Нередко отель является частью МФК. Например, на месте гостиницы «Минск» ныне расположился МФК «Саммит», внутри которого действует полноценный бизнес-центр, по площади не уступающий отельной части. А в заново отстроенной «Москве» организован практически полноценный торговый центр. И надо понимать, что пустовать он никогда не будет, потому как самый многолюдный поток туристов и гостей столицы, следующих от Красной площади к Тверской и в обратном направлении, пролегает рядом с гостиницей».
В поисках толкового оператора

Помимо частных собственников такие сделки практикуют городские структуры, во владении которых остались ветхие и скудные по числу объектов сопутствующей инфраструктуры отели советских времен. Властям в провинции продавать такие объекты жалко, а на реновацию средств не хватает. Вот и ищут гостиничных операторов, выставляя им самые разные обременения: подкрасить, отремонтировать, облагородить, сделать, наконец, прибыльным.
Но быстро вывести отель на высокую рентабельность, привлечь к нему клиентов не всегда получается. Все зависит прежде всего от цен на номера, комфортности заведения и пула арендаторов. Каких-то «якорей» в отличие от ТРЦ в гостиничном деле не бывает. Именно номерной фонд считается «якорем». Постояльцам гостиницы станут предлагать услуги сопутствующие предприятия, снявшие площади в аренду.
«Все дополнительные арендаторы — это сервисные компании, работа которых так или иначе направлена на поддержание высоких стандартов, обеспечивающих комфортность проживания гостей, — говорит Юрий Тараненко, директор компании «МИЭЛЬ — Коммерческая недвижимость». — А для удобства клиентов все отели организованы по одному принципу: на первом этаже расположена зона ресепшен, здесь также находится пара-тройка заведений общепита, киоск с сувенирами, небольшие бутики, салон красоты». В крупных гостиницах номеров на первом уровне практически не бывает. Зато второй этаж становится бизнес-зоной, где по соседству с комнатами для проживания может быть сразу несколько конференц-залов, как в «Украине» на Кутузовском проспекте, «Марриотт Грандъ Отеле» на Тверской или «Марриотт Роял Авроре» на Петровке.

«Общая площадь зон, выделяемых под торговый, сервисный и развлекательный бизнес, в зависимости от категории гостиницы составляет от 35% (в трехзвездочной) до 45% (в пятизвездочной), — рассказывает М. Трофимова. — Но опять-таки исключение — гостиница «Москва» общей площадью порядка 70 тыс. кв. м, где стремятся закрепиться многие арендаторы. Под торговую недвижимость здесь отведено около 10 тыс. кв. м. Это почти столько же, сколько занимает малый торговый центр». Что касается оплаты аренды гостиничных коммерческих площадей, то, по экспертным данным, она сопоставима со ставками на хорошее помещение стрит-ритейла в том же районе.
Главное — договориться

«Нормативное регулирование арендных отношений в отеле ничем не отличается от партнерских соглашений в других зданиях и сферах деятельности, — говорит А. Басин. — И если на небольшие неофисные помещения договоры подписывают на год-другой, то на крупные площади (от 200 кв. м), если требуются серьезные вложения в ремонт и необходимо приобрести добротное оборудование, — на три — пять лет. По крайней мере такой срок дает арендатору гарантию в том, что его инвестиции будут окуплены в период действия договора».

Если собственника не устраивает деятельность арендатора, а сдаваемые ему площади приносят низкую прибыль, он в одностороннем порядке может расторгнуть договор. Такие случаи нередки. Владелец салона красоты или парикмахерской, к примеру, не рассчитал поток клиентов, и его доходы не позволяют платить гостиничному оператору ту сумму, которая была оговорена сторонами. На этих же основаниях может быть расторгнуто соглашение между собственником и управляющей компанией, которую привлекали для ведения гостиничного бизнеса.
Но по большому счету каждый собственник отеля довольно щепетильно относится к выбору арендаторов и всегда будет стремиться к тому, чтобы их ротация была незначительной. Что ни говори, а кадровая текучка, как показывает практика, и клиентов отпугивает, и негативно отражается на имидже отеля.
Надо признать, что договоры на аренду в обоюдном порядке часто расторгали в кризисные времена. «В нашей практике, — вспоминает А. Басин, — финансовые трудности наиболее мощно ударили по арендаторам офисных помещений. Но терять проверенных партнеров также было невыгодно, и с некоторыми компаниями была достигнута договоренность либо о снижении арендных ставок, либо об отсрочке платежей. Но кое с кем нам все-таки пришлось навсегда распрощаться». «Что касается столицы, — добавляет А. Могила, — то заявлять, что кризис оказал существенное влияние на сегмент ее гостиничной недвижимости, было бы ошибкой. Конечно, поток туристов, которые были основными клиентами московских отелей, заметно сократился. Но если учесть, что сейчас гостиниц в городе по-прежнему не хватает, то их номера практически не пустуют».