О Новой Москве сегодня не пишет и не говорит только ленивый. Что, где и сколько будут строить — это основные вопросы, которые задают обыватели и обсуждают профессионалы в деловых кругах. Мы решили расспросить экспертов о перспективах развития торгового сегмента на территории, которая войдет в состав столицы.
Коридоры вдоль дорог

Более того, во многих населенных пунктах на этом направлении, которые войдут в состав столицы, в настоящее время торговой инфраструктуры просто не хватает. «Сегодня дефицит современных торговых центров испытывают жители города Троицк, поселков Ватутинки и Газопровод, а также быстрорастущего города Московского. Торговлю здесь ведут на уровне 20-летней давности, в павильонах и ларьках, которые активно использовали еще в начале 1990-х гг.», — говорит Александра Яковенко, руководитель отдела продажи торговой недвижимости компании Delta Estate.

Расширение столичных границ открывает перед девелоперами массу возможностей. Новые торговые центры, по мнению Д. Колокольникова, могут возвести в тех городах, которые войдут или будут соседствовать с Новой Москвой (Троицк, Щербинка, Климовск, Подольск). Дополнительный поток посетителей образуется за счет новых жилых микрорайонов и деловых зон, расположенных в непосредственной близости. Появятся и дополнительные возможности для возведения торговых объектов вдоль Киевского, Калужского, Симферопольского и Варшавского шоссе, где в связи с расширением столицы может увеличиться трафик, то есть трассы этих направлений могут стать своеобразными торговыми коридорами, вдоль которых выстроится ритейл. «Правда, чтобы получить дополнительный поток покупателей в условный торгово-развлекательный центр площадью 100 тыс. кв. м, нужно такое же число жителей (при расчете, что на одного человека необходим максимум 1 кв. м ритейл-площади). Соответственно, для этих 100 тыс. человек придется построить около 2,5 млн кв. м нового жилья, а это достаточно большой объем. Так что все это перспектива достаточно далекого будущего», — считает эксперт.
Разнокалиберный интерес

В целом земли для нового строительства достаточно. Основной вопрос, как считает Эвелина Павловская, вице-президент по консалтингу GVA Sawyer, партнер, — в новой схеме расселения, времени ее реализации и, соответственно, потребности в возведении торговых центров. Пока не определено, на каких участках будут расположены различные ведомства и новое жилье, говорить об объемах строительства и форматах торговой недвижимости невозможно. Основные же проблемы, с которыми, по мнению эксперта, придется столкнуться девелоперам проектов, — это отсутствие достаточного числа сотрудников будущих объектов и потребителей услуг, а также нехватка коммуникаций.
Новые территории, по мнению Александры Бурда, старшего консультанта отдела торговой недвижимости ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, безусловно, будут интересны владельцам сетей, причем всех форматов и сегментов. «Привлечь ритейл можно числом потенциальных покупателей (то есть важна заселенность района или жилого комплекса) и адекватными арендными ставками. Нюансами являются витрины и рекламные возможности», — поясняет эксперт.
В целом специалисты полагают, что новые территории будут интересны для реализации крупных торговых проектов. Так, А. Яковенко говорит о том, что сегодня особенно востребованы торгово-развлекательные центры площадью до 30 тыс. кв. м. Покупательский спрос в новых объектах, по мнению эксперта, будут обеспечивать люди с доходом выше среднего, которые проживают неподалеку в коттеджных поселках. Между тем обязательным условием, при котором на новой территории будет развиваться формат street-retail, как считает А. Васюткин, по-прежнему остается возведение и заселение большого объема жилья.
Параллели и закономерности

Между тем общая закономерность все-таки выявилась. Дело в том, что нежилые помещения первых этажей и подвалов принимают в эксплуатацию гораздо позже, чем сдают дом приемной комиссии. «Это происходит из-за того, что доля города по инвестконтрактам в части нежилых площадей включает в себя и технические помещения, и лестничные марши, и подземные паркинги, поэтому выделение их в натуральной величине, как правило, занимает больше времени, к чему приплюсовывается бюрократическая волокита. Поэтому новые районы чаще выглядят так: полностью заселенные дома с пустующими витринами первых этажей. В пример можно привести новый огромный микрорайон, соединяющий Некрасовку (Москва) с Люберцами», — объясняет А. Яковенко.
Существует еще одна закономерность. Формат встроенных помещений (первые этажи жилых зданий), как правило, осваивают несетевые компании. При этом, как замечает А. Васюткин, параллельно вводу жилых домов выстраивается коммерческий формат недвижимости — появляются торговые центры, в которых подбор арендаторов происходит более продуманно. «В любом случае на новых территориях в первую очередь будут строить жилье и необходимые инфраструктурные объекты. «Якорями» для развития сегмента офисной недвижимости могут выступить центры административной застройки, формируемые для федерального правительства. Крупные объекты торговой недвижимости, предназначенные для посещения жителями новых московских кварталов, будут возводить по мере роста числа населения. Но опять же все зависит от позиции властей и их дальнейших действий по нормативному обеспечению процесса пересмотра границ Москвы. Пока этот механизм только запущен, о каких-либо результатах говорить рано», — считает эксперт.