Не заглядывал сюда три месяца. И не создавал записей в своем блоге. Были на то серьезные причины личного характера. В итоге решил, что неплохо бы возобновить работу над собой, благо жизнь не стоит на месте, ежедневно давая пищу для размышлений, хотя и не всегда приятную. Короче, запускаю blog-reboot – перезагрузку. Тем, кто верил и ждал моего возвращения – респект. Тем, кто решил, что Митрофанов спёкся – хрен вам.
Говорят, что риэлтор помимо владения навыками продаж должен быть еще немножко и психологом, вникая в судьбы людей, чьи нервы в критические моменты подобны оголенным проводам под напряжением в 1000 вольт. Правда, непонятно, то ли браться за них в толстых резиновых перчатках ассенизатора, то ли хватать их голыми руками, чтобы тебя трясло и корёжило вместе с клиентом. Года полтора назад я поднимал вопрос на тему «нужно ли агенту пройти через те же мучения, которые испытал на себе его заказчик?» (см. «Опасный метод»). Вывод тогда был таков – чтобы помогать людям, совершенно не обязательно увечить свою психику, ставя эксперименты на себе, достаточно знать и применять поведенческие шаблоны. Но теперь, ребята, я в этом сомневаюсь.
Будучи по жизни довольно желчным человеком, чужие страдания всегда воспринимались мною как признак человеческой слабости, мол, главное – это цель, а истязать себя на пути к ней не имеет никакого смысла. Такой подход отчасти оправдан, я не пытаюсь прикидываться «другом» или неким «защитником», потакая чужим душевным слабостям. Есть цифры, факты, статистика, стоимость квадратного метра и т.п. конкретные величины, вот на них и надо опираться. Рынку недвижимости, по сути, безразличны чьи-то душевные терзания, мытарства или психологические выверты. Цена квартиры, расположение, метраж, состояние устраивает? Ну и всё. Значит, будем работать.Конечно, я не всегда был таким «деревянным», но жизнь показывает, что если на протяжении многих лет постоянно впитывать в себя чужие эмоции и переживания, то можно легко стать жертвой невроза. Именно поэтому любой агент должен всегда сохранять определенную эмоциональную сухость, дабы видеть картину со стороны непредвзято.
Однако столкнувшись с кризисной ситуацией, могу сказать, что иногда мы можем «оттягивать» на себя чужую боль, просто выслушав клиента, приняв его поток сознания, пусть даже не давая ему при этом никаких «участливых» советов. Не говорю, что надо быть сливной лоханью для каждого безумца, желающего утопить нас в Ниагаре слов, но если чувствуешь, что кому-то реально плохо, то зачем отказывать человеку в психологической «подушке безопасности»? Что там говорить, если даже неуязвимые супергерои из комиксов, несмотря свои на запредельные физические возможности, часто становятся жертвами тяжелейших депрессий. Просто из-за того, что они страшно одиноки, их никто не слышит. Отсюда их безумная решительность и смелость на грани невозможного, им банально уже нечего терять.
Может, нашим клиентам иногда тоже нечего терять, а мы их не в состоянии понять, т.к. сами не становились жертвами подобных обстоятельств? Собственно, я не говорю, что мы должны специально подвергать себя истязаниям, но если ты пережил нечто похожее, испытал личностную катастрофу, то тебе вполне по силам влезть в шкуру клиента так, как никто другой. И путь к доверию здесь куда ближе, чем тот, который указывает «отстраненный» агент.
Кто-то скажет, дескать, Митрофанов совсем «того» - неожиданно стал сочувствовать гражданам, что ранее за ним не наблюдалось. Не иначе как у старика нервный срыв. Нет, ребята, просто мне пришлось пройти через персональный ад, чтобы убедиться, сколь уязвима человеческая психика в условиях, когда черная бездна безумия в шаге от тебя, а выход ровно один – сделать этот самый шаг в ее сторону и заглянуть в ее жуткое нутро. А затем, увидев страшное, отступить и уйти в совершенно другом направлении.
Крупные российские банки снизили ставки по рыночной ипотеке
30 июля 2025
