Был такой курьезный случай. Недавно в обсуждении одного вопроса я вспомнил о нем, и в двух словах описал, а тут подумалось: почему бы не поведать полностью...
Обратился ко мне по телефону мужчина, по рекомендации. Нужно было продать квартиру. Все обсудили, договорились встретиться ближе к выходным, заодно мне нужно было посмотреть саму квартиру, документы на нее, да и познакомиться лично.
Чтобы не откладывать в долгий ящик, я в тот же день разместил рекламу.
Звонить стали уже на следующий же день и желающие посмотреть нашлись очень быстро. Первый показ квартиры так и совпал с моим знакомством с самим продавцом.
Дом, в котором находилась квартира ничего примечательного собой не представлял. Обычная, убитая панель, 70-х годов прошлого века, на отшибе. По одну сторону проезда к дому располагалось пристанище ушедших к праотцам, пусть и за высоким кирпичным забором, но все-таки подобное соседство расположит далеко не каждого потенциального покупателя.
Все это я отмечал по мере продвижения к дому и обращал внимание на все эти детали. Теперь мне было неудивительно, почему эту квартиру не могли продать за полтора года.
Когда вошли в квартиру то взору предстала весьма унылая картина: ремонт делался еще при Керенском, последние лет семь-восемь квартира постоянно сдавалась в аренду, и на момент нашего прихода там проживали граждане, отлынивающие от сбора урожая хлопка у себя на далекой родине.
Полное запустение при тусклом освещении создавало впечатление далеко не торжественное. Я мысленно прикинул, сколько же мне придется ее продавать, пока найдется тот самый, единственный желающий выложить двести тысяч портретов американского вождя, за то, чтобы ежедневно слушать вторую сонату в си-бемоль миноре бессмертного Шопена, да под заунывные стенания профессиональных плакальщиц.
Шутки шутками, а ведь все окна в этой квартире выходили аккурат на кладбище по соседству. И это, несмотря на буйную зелень у дома, которая должна была расцвести весной, - совсем не прибавляло привлекательности.
Прихожая метр на полтора; нечто, по замыслу архитектора - коридор, а на деле лишь напоминающее его, кухня для одного человека, две маленьких комнаты - и все это давит на мозг низким потолком. Честно говоря, я бы четвертовал архитекторов за такое издевательство над человеческой психикой.
Я стоял в прихожей и не мешал покупателям наслаждаться созерцанием того, что они хотят себе купить. Бегать вокруг них и расхваливать было бы по меньшей мере смешно, да я и так не имею такой привычки. Контролировать их тоже не было необходимости - они были без риэлтора, мой клиент тоже не вмешивался. Пусть ходят, смотрят.
Покупатели - дама средних лет и пожилой мужчина, ее отец. Как выяснилось, квартира приобреталась для него. То ли специально, то ли нет, но все окна были занавешены. И уже собрались уходить, как дедушка решил посмотреть на вид из окна. Да уж, вид там - те еще пейзажи....
Однако, его реакция развеселила всех. "О, а вот и будущий дом по соседству. Не придется далеко переезжать!"
Пошутили, посмеялись, да пошли на выход. Фотографировать квартиру для рекламы было бессмысленно в тот момент - ее, как минимум, следовало привести в порядок. Договорились с продавцом, что это сделаем в ближайшие дни.
Как только вышли из квартиры - дедуля возьми да и скажи: "Вы знаете, а мне эта квартира нравится. Мы ее купим." Я вовремя успел подхватить свою челюсть, иначе грохот двух - продавец не успел - перепугал бы соседей этажом ниже...
Я не ожидал такого поворота событий. Они ко всему прочему даже не торговались. Вообще. Это при том, что для начала я поставил цену чуть выше средней по рынку - были предложения и дешевле. Точно такие же, и даже без погоста по соседству. Что ни говори, а на каждую квартиру - свой покупатель.
Опуская подробности скажу, что со времени первого разговора с продавцом до выхода на сделку прошла неделя.
И вот, радостный момент: мы сидим в банке, заполняем договоры, проверяем документы, сверяем, чтобы ничего не забыли. На сделку образовалась цепочка. Мои "покупатели" продавали свою и покупали две - одна из них та, что я продавал. Их покупали со свободными деньгами. Четыре стороны, каждая со своим риэлтором - мы едва помещались в переговорной. Это еще ничего - у моего коллеги однажды собралось около сорока человек на сделке.
Собственник квартиры, которую продавал я - супруга моего клиента. Что сказать о ней? Тут на языке навязчиво вертится "либо хорошо, либо никак", но это было бы несколько некорректно, поскольку она жива-здорова и дай бог ей долгих лет жизни.
Тётя бальзаковского возраста, пальцы в рот не клади, с характером и гонором. Когда я услышал, как она разговаривает с риэлтором своих прямых покупателей - я бы предпочел забиться в самый дальний угол депозитария, чем попасть под ее горячую руку.
Да там и не было ничего такого: у нее возник вопрос по схеме сделки, многое ей было непонятно, а когда парень стал "разжевывать на бананах" - ей показалось, что он считает себя умнее её. Хотя, справедливости ради стоит признать, что так оно и было: по меньшей мере в тех вопросах, которые возникли у нее самой.
Все это сопровождалось непрерывным жеванием бубль-гума и, таким, полу-барским, недоверчивым взглядом свысока.
Я не осуждаю ее, а лишь описываю, какой была атмосфера в тот момент в переговорной. А была она, мягко говоря, нервозной.
Наконец все подготовлено, заполнено, осталось только поставить подпись в ДКП. Приглашают в депозитарий - закладывать денюжку в ячейку.
Я уже не помню все дословно, но пусть и примерно, лучше все же привести в виде диалога то, что произошло в следующие минуты.
Самый нижний покупатель из цепочки - моей клиентке:
- Елена, вы будете деньги проверять? Они у нас в банковской упаковке, запечатаны все.
- Конечно! Откуда я знаю, где вы их запечатывали.
- Тогда пройдемте в кассу, там заодно кассир и пересчитает.
- Ну, пойдем.
- Эта услуга платная, вы знаете? За проверку и пересчет банк берет за каждую купюру. (К слову сказать, все купюры у него были номиналом в 1 тысячу)
- Нет, не знаю, но мне без разницы, как они берут - вот вы и будете платить.
Я стоял рядом и после этих ее слов напрягся, почуяв неладное. Короткого общения с ней мне хватило, чтобы понять: от нее можно ожидать любой фортель. Дама мало предсказуемая.
- Как так? Вы же хотите проверять, вы и должны нести эти расходы.
- Я никому не должна, ваши деньги - вы и проверяйте.
В этот момент уже вмешался риэлтор того самого дедули с дочкой, прямых покупателей Елены, моей клиентки. Он очень-очень вежливо и доходчиво попытался объяснить, каковы общепринятые порядки в подобных ситуациях, и, видимо, не зря вежливо, уже имея опыт "общения" полчаса назад: чуть не был послан вслед за Макаром с его телятами...
Я понял, что пора и мне вмешаться. Извинившись перед всеми, я бережно взял Елену под локоть и отвел в сторонку. Мы присели на банкетку и я спокойно, как ни в чем ни бывало поведал ей, что сейчас может произойти.
- Елена, я понимаю, вы не хотите платить за пересчет и проверку купюр, ведь это немало - порядка десяти тысяч. В этом случае, у нас есть альтернативный выход: банк предоставляет бесплатно машинку для пересчета и ультрафиолет для проверки. Вы можете пройти в депозитарий, кроме вас и покупателя там не будет никого, вы сами все пересчитаете и проверите - это займет немногим больше времени, чем это сделает кассир. И это будет бесплатно.
- Владимир, вы в своем уме?! Я что, сюда пришла, чтобы полдня в руках грязные купюры мусолить? Я здесь для того, чтобы подписать договор и убедиться в том, что деньги лежат в ячейке. Я не собираюсь ничего сама пересчитывать и тем более, проверять каждую купюру - у него их мешок целый. Мне через полчаса нужно ехать на работу, я отпросилась всего на час. Если они не хотят платить, то я тоже не буду.
Через 20 минут я ухожу, как хотите.
Это можно сказать так: "Занавес!". Но ведь риэлтор - это же не только представитель своего клиента. Помимо всего прочего приходится проявлять чудеса дипломатии и со своим клиентом. Я вполне отчетливо себе представлял, что эта, в недалеком будущем "Клара Захаровна", не шутит. Она действительно через двадцать минут оденет свое пальто и скажет всем "до свидания". Сидящие поодаль другие участники сделки, наблюдая наш спокойный диалог, но не слыша его - даже представить себе не могли, как может закончиться их многомесячный труд до появления здесь. Если бы знали - поседели бы вмиг. Потому, что кроме времени были уже потрачены и некоторые деньги. Потому, что абсолютно всем без исключения пришлось бы начинать все заново. Поиски, просмотры и так далее. Сделка разваливалась на глазах.
В мои планы это явно не входило, и я прекрасно понимал, что второго такого "дедули" среди потенциальных покупателей может не оказаться еще лет триста...
- Елена, посмотрите, пожалуйста, по сторонам. Вы видите этих людей? Вот это - ваши покупатели. А вон там - продавец квартиры, которую они покупают вместе с вашей. А вон там - покупатель квартиры тех, кто покупает у вас. Каждый пришел сюда со своим риэлтором. Все эти люди находятся здесь только потому, что вы продаете свою квартиру. Все они отложили свои дела, отпросились с работы и находятся здесь уже полдня. Сейчас вы встаете и уходите. На этом все заканчивается - сделки не будет, потому что без вас никто никому ничего не продаст и не купит. Но я вам вынужден сказать больше: вы полтора года безуспешно пытались продать вашу квартиру. И я не гарантирую, что в случае, если сегодня вы не подпишете ДКП, я смогу ее продать в ближайшие еще полтора года. Вы прекрасно понимаете о чем я говорю. Ликвидность вашей квартиры находится в пределах значительно ниже ваших пожеланий получить за нее..
- Что вы предлагаете, Владимир?
- Очевидно. Если вы хотите проверить купюры в кассе банка - вы должны за это заплатить. Либо поверить на слово, что упаковку на пачки с деньгами наклеили в банке, а не на кухне.
- Это не обсуждается. Я не буду ни за что платить. Либо они платят за пересчет своих денег, либо я ухожу. Точка.
Она не отступит ни на шаг. Даже несмотря на все последствия. Я оставил ее одну, подошел к риэлтору ее покупателей, чтобы обсудить возникшую проблему. Надо что-то делать.
- Владимир, это ваша клиентка, вы и разруливайте. Вы же понимаете, что никто из покупателей не станет платить за проверку своих же денег?
- Вы это вон там объясните, Артём. - кивнул я в сторону Елены. - Я все прекрасно понимаю, мне это не нужно рассказывать. Я не собираюсь вас или кого-то из присутствующих упрашивать заплатить за то, за что они не должны платить.
- Ну, тогда заплатите сами... - пошутил Артём. - Решайте, Владимир, решайте. Договаривайтесь с ней как хотите. Мы не хотим тоже посидеть здесь просто так, а потом еще целый месяц искать себе новую квартиру. Это если наш покупатель не найдет себе раньше - тогда нам придется искать еще и нового покупателя. Сроки авансовых уже истекли и все вправе не продлевать их.
Ну, что ж, раз такое дело, то почему бы и нет. В конце концов, помня известную поговорку про жадного фраера я решил, что все-таки лучше понести небольшие расходы сейчас, чем потратить кучу времени и нервов в ближайшие полгода. Это если я еще захочу продолжать заниматься продажей этой квартиры. А такого желания у меня уже не было в помине.
Так и решили. Я заплатил из собственных денег за проверку и пересчет, заложили деньги в ячейку, подписали ДКП, пожали друг другу руки и разошлись все довольные...
А я по пути зашел в церковь святого Владимира и, постояв в пустом храме у иконы великого тезки, мысленно пообщался с ним о превратностях этого света...
На этом мои приключения в этой сделке не закончились. О том, как я забирал свою комиссию - можно уже догадаться.
Но это уже другая история...
В Москве под заселение по реновации передано 390 новостроек
6 августа 2025
