Бумажные крепости
Жизнь Росреестра овеяна легендами, пожалуй, больше, чем деятельность любого другого государственного органа. Какие бы изменения ни происходили в его работе, в сознании граждан он подобен неприступной крепости, брать которую нужно буквально штурмом, хорошенько подготовившись, выверяя каждый шаг и каждый знак в своем пакете документов. И хотя сегодня у петербургского управления Росреестра уже нет ни многочасовых очередей, ни ночных клиентских бдений у крылечка ради заветного талона к оператору, во всем остальном он крайне традиционен.
Выручают МФЦ
«Регистратор от имени государства подтверждает право собственности граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, а для этого он должен быть полностью уверен, что в документах нет позиций, противоречащих законодательству, – объясняет дотошность своих сотрудников заместитель руководителя управления Росреестра по Санкт-Петербургу Сергей Никитин. – Выверенность каждого знака в подаваемом на регистрацию пакете – это залог стопроцентной надежности и легитимности свидетельства на собственность».
В среднем в петербургский Росреестр поступает на регистрацию около 3,5 тысячи документов ежедневно (это без учета запросов о предоставлении выписок). Большая часть – 60 – 70% – касается прав собственности на жилую недвижимость. Справляются с этим неиссякающим потоком около 350 специалистов регистрационного блока. По штату должно быть больше, но в управлении сейчас около 150 вакансий...
Истории про то, как ради гербовой бумаги, подтверждающей право собственности на квартиру, люди с ночи занимали очереди, вели самозапись и дежурили целыми семьями, канули в Лету. Заметим: за последнее полугодие в управление не поступило ни одной жалобы на прием и выдачу документов. Некогда тяжелейшую ситуацию кардинально изменили многофункциональные центры предоставления госуслуг (МФЦ), открывшиеся во всех районах города. Заработала огромная сеть, в которой уже не госслужащие, а приглашенные специалисты осуществляют прием заявлений примерно по 250 видам важнейших для людей услуг.
«Сейчас на приеме заявок по нашему «профилю» в МФЦ задействовано 381 окно – это в четыре раза больше, чем когда-либо было во всех территориальных отделах петербургского Росреестра», – говорит Сергей Никитин.
В итоге около 70% документов на регистрацию теперь принимается в МФЦ. По этому важному показателю деятельности регистраторы северной столицы заметно опередили своих коллег из других регионов.
Наладить прием и передачу функций было непросто. Ведь Росреестру, чтобы выполнять свою работу, от заявителя требуется не какой-то стандартный комплект бумаг (как, например, при подаче заявки на загранпаспорт). «У нас 29 подвидов регистрационных услуг, и по каждому – свой пакет документов. Причем список не исчерпывающий: он может изменяться, увеличиваться, если это необходимо регистратору для принятия решения», – поясняет Никитин.
К примеру, продавец недвижимости обязан представить нотариальное согласие супруги на отчуждение объекта. Если же продавец в браке не состоит, то информация об этом должна стать известна регистратору – необходимо составить соответствующее заявление.
И все же логистика движения документов между МФЦ и Росреестром хоть и сложно, но выстроилась, процесс отработан и сбоев в целом не дает, утверждают петербургские регистраторы.
Партнерство с многофункциональными центрами высвободило некоторое количество специалистов, но, признаются в управлении, эффект оказался куда меньше ожидаемого из-за «программных разногласий». «Процедура выгрузки документов из системы, в которой ведется прием документов, в нашу, где ведется сам Единый государственный реестр прав (ЕГРП), к сожалению, остается во многом ручной и трудоемкой из-за разницы программ», – сетует Сергей Никитин.
Переход в цифровую реальность
Информацию из ЕГРП можно заказать не только в МФЦ, но и по почте, а также через портал электронных услуг Росреестра, оплатив заявку с карты или из электронного кошелька. Интернет-сервисы, заработавшие с конца 2011-го, сегодня развились настолько, что уже более 40% выписок из ЕГРП заказываются через Сеть. Регистраторам проще: не тратится время на общение с клиентом, исключается внутреннее движение информации на бумажном носителе. (Дальнейшим этапом, который облегчит жизнь и собственников, и регистраторов, станет получение правоустанавливающих документов в «цифре» с электронной цифровой подписью, однако это дело недалекого, но все же будущего.)
При проверке поступившей заявки из архива обязательно поднимают «персональное дело» объекта недвижимости (оно хранится в Росреестре вечно), к нему же впоследствии подошьют новые документы... В Петербурге все – от проверки до подшивки – регистраторы делают вручную. А вот их коллеги в Краснодаре, Татарстане и Москве заметно сократили время принятия решения, оцифровав собственные архивы, – эта работа была проведена в рамках целевой федеральной программы. О таком петербуржцы пока только мечтают...
Упрощение только для граждан
Вряд ли кто станет спорить: процедуры оформления прав собственности на недвижимость в последние годы и месяцы существенно упростились. Отменена регистрация сделки (что уменьшило размер госпошлины), не требуется предоставление кадастровых паспортов...
«Упрощение происходит для граждан, но не для регистрирующего органа, который теперь самостоятельно должен заниматься получением технической документации, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), сведений о кадастровом учете, об оплате госпошлины и так далее, – поясняет помощник руководителя петербургского Росреестра Владимир Рожков. – Раньше все это предоставляли сами заявители».
При этом межведомственное взаимодействие – очевидное благо для граждан – может создавать и определенные сложности. Из-за несовершенства программной и материально-технической базы включенных в процесс обмена информацией госорганов случаются задержки в работе регистраторов. «Очень часто возникают проблемы с каналами связи, серверы зависают, – рассказывают в Росреестре. – Если не работает портал, посредством которого мы запрашиваем выписки из налоговой или кадастровой палаты, то и вся процедура зависает. Но это не отменяет нашей обязанности уложиться в установленные сроки».
Сроки и просрочки
Общий срок государственной регистрации прав на недвижимое имущество с одного месяца сократился до 18 дней. К тому же появилась новая категория заявителей, документы которых необходимо рассматривать в ускоренном порядке: за пять дней должно появиться решение (отказать, приостановить или зарегистрировать) по нотариально заверенной сделке, в разряд «сокращенцев» также попали договоры долевого участия, ипотечные сделки с жильем.
«Мы, конечно, стараемся бороться с просрочками, но не административным давлением на специалистов (они и так давно работают на износ и подготавливают документы на пределе своих возможностей), – поясняет заместитель главы петербургского управления. – Идем по пути оптимизации процессов: меняем схему движения пакетов, перераспределяем нагрузку между отделами. Но ресурс такой оптимизации не бесконечен».
В некоторых районах территориальные отделы управления менее загружены, в них просрочка нулевая. Сложнее ситуация там, где ведется активное строительство: в Приморском, Красносельском, Выборгском, Пушкинском районах. Здесь задержки случаются на неделю и более.
Высокая активность на рынке недвижимости, массовое инвестирование в эту сферу и, соответственно, большое количество обращений в регистрирующие органы (штат которых ограничен) – специфическая проблема крупных мегаполисов, присущая также Москве и Московской области. Именно из-за просрочек управление Росреестра Санкт-Петербурга во всероссийском рейтинге регистраторов пока занимает далеко не лидирующие позиции.
Люди выдерживают, техника не всегда
Главный вопрос, в который упирается проблема регистрационных просрочек: с какой интенсивностью нужно трудиться специалистам, чтобы перерабатывать существующий поток из 3 – 4 тысяч заявок ежедневно? Более трех лет петербургские специалисты ждут от Минэкономразвития принятия административного регламента, где были бы описаны не только процедуры регистрации, но и нагрузка на сотрудников.
«Есть пакеты документов простые, сложные, а есть и очень сложные, – рассказывает Владимир Рожков. – В старом административном регламенте, отмененном несколько лет назад, была прописана норма, позволяющая на один пакет документов потратить до четырех часов в зависимости от его сложности. У нас сотрудники-новички в день рассматривают как минимум 20 пакетов, приказом руководителя установлена средняя норма – 30. Что касается предоставления информации, то специалисты могут обрабатывать до 200 выписок из ЕГРП в день, но в этом случае уже не выдерживает оборудование».
О своем коллективе руководители петербургского Росреестра высказываются с теплом и заметной озабоченностью. Говорят, что в основе своей женский состав отличают высочайший уровень ответственности, внимательности... «У нас отличные сотрудники, и Росреестр – настоящая школа, только вот проходить ее становится все сложнее, – невесело замечает Сергей Никитин. – Бывали случаи, когда новички после одного дня работы писали заявление об увольнении. Не предполагали, что будет такой объем работы, настраивались пусть на скромную зарплату, но зато и на более спокойную жизнь». Ежегодная текучка кадров доходит до 30%. Причина банальна: уровень трудовых затрат и ответственности несоизмерим с зарплатой (средняя по управлению – 22 тыс. рублей, у специалиста первого разряда – 11 – 12 тысяч). В нынешнем году ожидается очередное сокращение штатной численности еще на 100 человек. А вот снижения потока заявок и документов в Росреестр, напротив, не ожидается.
«Стоим на страже»
Не секрет, что недвижимость – высоко криминализированная сфера. Немало побывало в руках у регистраторов фальшивых документов – свидетельств о праве на наследство, договоров купли-продажи, поддельных решений судов. А бывает, формально отчуждение недвижимости выглядит вполне законно, но как-то подозрительно. Особенно когда жилье продают старики.
– Иной раз замечаем: на недавнем документе о приватизации подпись собственника выглядит нормально, а на договоре купли-продажи – как-то не так, неуверенной что ли, – рассказывает Владимир Рожков. – В этом случае запрашиваем загс, уточняя, жив ли хозяин жилья. В 2010 – 2011 годах случались кабальные ипотечные сделки под дикие проценты: становилось понятно, что квартиру у неосмотрительного старика просто заберут за долги. Стоим в таких случаях на страже – направляем информацию в прокуратуру, ГУВД, просим разобраться. По подобным сделкам заявители нередко отзывали документы о регистрации, узнав о направленных запросах в правоохранительные органы...
Такие истории в регистрационной практике – далеко не единичное явление. Они встречаются почти каждый день. И никакая, даже самая современная и умная, электроника не в состоянии выловить фальшивку из общего потока сделок – только человек. Специалист, уважающий закон и свою профессию, сознающий личную ответственность за результат.
http://to78.rosreestr.ru/news/media/5238185/
Платёж по ипотеке на первичку за 8 лет вырос на 29%
8 августа 2025

Вместе с тем, через посредников в течение нескольких часов можно получить то же самое (хоть в электронном, хоть в бумажном виде) за сумму в 10-15 раз больше.
Мораль все та же - госуслуга на Руси (за редким исключением) есть изощренное вымогательство под видом общественно-полезной деятельности.
А про процедуру получения разрешения на стр-во я лучше вообще промолчу.