Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО

Что важнее - договор или доверие?

Надежда Телеш
Dream Realty
6 663
62
     

На этот раз хочу поднять вопрос о том, зачем агенты заключают договоры и почему доверие важнее договора.
Уверена, что сама тема и мои аргументы могут вызвать недоумение и недовольство,  хотя бы потому,  что любое крупное или  растущее  агентство не может  жить вне рамок и фильтров, позволяющих оценивать работу агентов по формальному принципу.
 
О чем это я?
О том, что в большинстве агентств сотрудники работают по старой классической схеме, где подписание договора  является подтверждением работы агента. Есть договор - есть результат.
Нет договора - вроде как и клиента не существует. Вот и бьются,  как рыбы об лед молодые и опытные агенты в борьбе за договор любой ценой: если не убедить, то заставить подписать соглашение  с агентством. Мол, это и ответственность двух сторон и обязательства друг перед другом.
 
Собственник, привыкший все подкреплять в своей жизни бумагами, естественно, принимает это предложение, а вот клиент, не доверяющий агентствам и не готовый сразу к обязательствам, подолгу сопротивляется лишним бумагам в своем сейфе.
 
Опыт показывает, что большинство подписавших договор были убеждены в его необходимости, чтобы не быть “кинутыми” чуть ни целым рынком недвижимости. И тут возникает вопрос - зачем проделывать такую колоссальную работу по времени и усилиям, связанным с этим формальным договором, когда клиент потом, не видя реальной помощи агентства, расторгает соглашение о сотрудничестве. Зачем заключать договор и не выполнять своих обязательств?
 
Сколько таких историй из жизни, когда встречаешь клиента, который убежден, что по заключенному договору на него целое агентство работает, а на деле -  сотрудник, занимающийся его вопросом, давно ушел из агентства, дела не передал или с собой прихватил, реклама по объекту дается, а результат нулевой и концов не найти.  
 
Бывает,  позвонишь в такое агентство, а тебе в ответ - квартира продана. Смотришь, объект был когда-то выложен самим собственником. Звонишь ему, а он тебе: “Звоните моему агенту, у нас договор, он все подскажет”. Вот и картина маслом: работы все проделали много, а  результата нет ни для агентства,  ни для клиента, который, кстати, ждет и верит!

Иногда клиенты рассказывают истории о том, как они прошли настоящие “круги ада” с агентствами, которые их часами прессовали и документы в оригиналах требовали,  настаивая на эксклюзивном договоре. Понятное дело, зачем это делается, только таким образом обратный результат получается и у клиентов вырабатывается стойкий иммунитет против всего рынка риэлтерских услуг. Действительно, от такой гиперактивности агентств  у населения ни то что доверия, вообще желания обращаться к агентам не будет.

Кстати сказать, не так давно одни клиенты поведали как после аналогичного запугивания еще 3 года (абсолютно серьезно) думали на тему - продавать им квартиру с покупкой альтернативы или  не рисковать, поскольку их напугали в агентстве, что при альтернативных сделках "вторичка на вторичку” можно и без денег, и без квартиры остаться. Мол, берите лучше “первичку”  у застройщика - это наверняка. Что тут скажешь? План “по новостройкам” выполняли  и заодно людям страхов на несколько лет в голову загнали.

На мой взгляд, если у агента с клиентами нет доверительных отношений, если агент не понимает потребностей тех, с кем работает - никакой договор не поможет агентству, агенту и этим  клиентам. Доверие в отношениях, полное взаимопонимание, готовность с обеих сторон на решительную совместную работу без метаний  принесет гораздо больший результат,  чем любой договор, в том числе эксклюзивный.

Что такое свобода договора? Что такое вообще договор?
Это, в первую очередь, соглашение сторон, акт, в котором выражено взаимное согласие действовать совместно в интересах обоюдной выгоды. Именно в добровольном согласии и желании заключается та самая свобода договора.

Договор можно и нужно заключать, но только если клиент видит в этом ценность сам, понимает, что договор дает ему выгоду и направлен, в первую очередь, не на получение выгоды контрагентом, а на  решение  его собственных интересов. На деле, договор развязывает руки агентству принять аванс за объект,  не привлекая клиента и ставя его только перед фактом. Практика показывает, что такие клиенты, не зная сторон по сделке и не понимая условий выхода на нее, ведут себя потом нервозно на самой сделке, расшатывая общую ситуацию в целом.
Что хорошего в том, что агент потом всеми правдами и неправдами всех успокаивает? Комиссию договором защитили, а доверия как не было, так и не появилось, зато негатива и волнений хоть отбавляй.

Безусловно, я привожу в пример ситуации с крайностями, лишь для того, чтобы уважаемые руководители отделов и целых агентств задумались о том, к чему приводит эта практика постановки целей на договор.
Обратите внимание на то, что у частных маклеров с клиентами обычно отношения гораздо теплее и доверительнее, хотя письменными соглашениями там чаще всего и не пахнет. 

Заключайте договора, если клиент согласен и видит в этом смысл, если же человек не готов к договору - предложите заключить его спустя 2-4 недели работы, когда будет виден хоть какой-то эффект от сотрудничества. И конечно, обязательно подписывайте полный пакет документов перед авансом, чтобы не было никаких сложностей на всех этапах сделки и после нее.

Проверено многолетним опытом: договор ничего не гарантирует и ни от чего не спасает, если нет того самого человеческого доверия. А оно возникает тоже не просто так, работать надо на совесть и действительно хотеть помочь клиенту, по настоящему, как себе!
      
Готова выслушать Ваши мнения и комментарии по данной теме и аргументировано ответить на них.
Автор
Теги
62
Могут подойти
61 комментарий
5 декабря 2013, 02:10
Надежда, всё верно говорите.
Либо доверие, либо прощаться. Третьего не дано. ‌‌‌
Ответить
86/50 000
0/50 000
18 ноября 2013, 00:08
Профессионалов на рынке мало,а простых агентов-много. Хорошая репутация фирмы или частного риэлтора нарабатывается годами безупречной работы. Единого вида договора с клиентом не существует. Каждая компания разрабатывает и использует именно тот договор, которой удобен ей, то есть защищающий интересы именно этой компании. Риэлтор очень изменился-он более гибок по отношению к клиенту, риэлтор становится более грамотным: это и знание архитектуры,законодательства, а также знание тех документов, которые необходимы для оформления сделки. Сейчас риэлторы работают на клиента и для клиента. Клиент-прежде всего, и это закон! Клиентам нужны советы, консультации, просто моральная поддержка, причем для некоторых из них такая потребность может возникнуть и поздно вечером, и рано утром в выходной день. Риэлтор-это и психолог, и доктор, и юрист, и где-то актер. Действительно, договор ничего не гарантирует и ни от чего не спасает. Клиент должен Вам верить!


Ответить
971/50 000
0/50 000
18 ноября 2013, 08:17
И под этими словами смело подпишусь. Потому, что на собственом опыте все это вынесла....
88/50 000
16 ноября 2013, 11:38
Мнения разделились. И все правы.
Думаю, многое еще зависит от ситуации: кто клиент, откуда пришел, что хочет, ну и, естественно, от самомго человека.
Ответить
155/50 000
0/50 000
Олег Кирилин
16 ноября 2013, 11:46
без нюансов никуда
18/50 000
16 ноября 2013, 13:53
Подписываюсь под этими словами.
31/50 000
Надежда Телеш
Автор
17 ноября 2013, 19:27
А как насчет плана на договоры для тех новичков, что бегают в поисках клиентов по рынку? Им как быть?
101/50 000
17 ноября 2013, 20:08
Их задача клиента привести) А заключать договор будет старшОй))) если клиент захочет))))
88/50 000
Владимир Агруц
17 ноября 2013, 21:08
Мое мнение: план для новичков на договоры - это зло. Он думает в разговоре с клиентом только об одном: "давай, сц... подписывай уже!". Старички же в аналогичной ситуации спокойны, как удавы.
192/50 000
17 ноября 2013, 22:01
Владимир, а для чего тогда нужен такой поток новичков? 10 новичков хоть одного клиента да приведут за то время, пока поймут суть и спустятся с небес на землю по поводу реальных заработков.
Конечно же, для РН это зло. В блоге Выше (или ниже) поднимался вопрос о том, КОГО берут в агенты... Да всех подряд, почти без разбору. Именно для этого. Для привлечения клиентов.
378/50 000
Владимир Агруц
17 ноября 2013, 23:53
Потому, что они работают бесплатно. Если бы каждого новенького агента оформляли по ТК, и на оклад, то и спрос с него был бы другим. Да и конкурс уже появился бы. А еще само АН более тщательно проводило бы собеседование.
Вот, возьмите Юлию Лурье. К ней попасть легко. Адрес все знают уже. А вот остаться там, полагаю, будет уже не так-то просто. Для этого нужно обладать определенными навыками и знаниями.
Кого новичок может привлечь с улицы, если он двух слов не вяжет??? Разве только своих друзей, знакомых, родственников. И все. На том все и заканчивается.
568/50 000
18 ноября 2013, 00:04
А больше и не требуется))) новичок с этого имеет не больше 20%, все остальное в агентство. Ушел один,- придет другой.
117/50 000
18 ноября 2013, 00:07
А побегать справки пособирать?
30/50 000
18 ноября 2013, 11:26
Думаете, некому?)
17/50 000
18 ноября 2013, 16:45
Вопрос коллеги откуда вы думаете берутся Профессионалы, вот из такой массы начинающих! А вы как пришли? Наверное сразу стали профессионалами?
141/50 000
Владимир Агруц
18 ноября 2013, 17:57
Все когда-то начинали. Разница в том, КАК начинать.
51/50 000
18 ноября 2013, 18:49
+100!))
7/50 000
Договор-это как флаг у корабля.Всё четко: цена,сроки,условия,ответственность.Доверие возникает в процессе,а иногда только по завершению работ. Договор-в помощь. Своё слово держать может не каждый. "Что написано пером-то не вырубишь топором". С теми же,кто и договор не выполняет,и слово не держит,незачем дело иметь.
Ответить
316/50 000
0/50 000
Олег Кирилин
15 ноября 2013, 08:58
Доверие, это конечно очень хорошо.
Но судите вы здесь только со своей колокольни.
Есть много нюансов, когда вроде как доверие обоюдно в процессе. А в результате, когда вопрос коснется финансовой стороны исчезает напрочь.
Ответить
232/50 000
0/50 000
18 ноября 2013, 13:26
Если родственники между собой грызутся за копейку о чем вы говорите, полностью согласен с Олегом.
А по поводу лояльных, их тоже много и они готовы и с договором работать и без!!
183/50 000
Надежда Телеш
Автор
14 ноября 2013, 23:29
Удивительная картина получается;) все согласны, что договор не панацея. Поборники эксклюзивов и работы только по договору молчат... Это значит, что никто на самом деле так не работает или просто не выгодно говорить о своих технологиях?
Ответить
236/50 000
0/50 000
14 ноября 2013, 23:45
Это означает, что возражений нет!)))
36/50 000
Надежда Телеш
Автор
14 ноября 2013, 23:54
А откуда же тогда берутся толпы молодых агентов и их наставников, гоняющихся с бумагами за клиентами;))?
104/50 000
Виталий Черепнёв
15 ноября 2013, 00:56
Из ОДНОГО ВИА.
14/50 000
15 ноября 2013, 02:23
))) Молодых - ключевое!)
24/50 000
Виталий Черепнёв
14 ноября 2013, 15:23
Кинут, если захотят, хоть с договором хоть без и в суд обращаться бесполезно.
Ответить
77/50 000
0/50 000
14 ноября 2013, 12:57
Конечно же, доверительные отношения в первую очередь!
А договор, если он необходим, должен быть свободным! Согласованным обеими сторонами, в котором учтены пожелания, условия, требования и ответственность как клиента, так и АН.
У нас же на пожелание клиента подкорректировать какой-либо пункт в договоре (причем, клиента готового к сотрудничеству!) в большинстве случаев отказ под предлогом "у нас такая форма, менять ее нельзя, юриста нет, начальства нет"... И о каком последующем доверии можно говорить?
Ответить
516/50 000
0/50 000
14 ноября 2013, 12:52
Мне кажется в данном случае не стоит путать договор об услугах с клиентом и договор, который риэлтор готовит для подкрепления сделки между покупателем и продавцом. Однозначно когда речь заходит о деньгах необходиом их подкреплять письменным договором. Про доверие говорили, когда риелтор договоривается с клиентом о поиске (продаже) квартиры и о своих услугах, когда они еще не оказаны. Вот сдесь можно говорить об устных договорах. Но и при этом, как только услуга оказана оплата услуг риелтора уже должна идти по письменному договору и если доверие и взаимопонимание между риелтором и клиентом есть этот договор будет только их подкреплять...
Ответить
645/50 000
0/50 000
Виталий Черепнёв
14 ноября 2013, 15:19
Можно перевести с чувашского на русский?
40/50 000
14 ноября 2013, 11:45
З.Ы. договор в агентстве лучше делать. Потому как клиенты чувствуют, что агент "подписывается". Клиенты, пришедшие в офис, обычно уже готовы к договору.
З.З.Ы. был случай когда продавец дошел до сделки со сложным покупателем только потому, что были "жесткие" условия с задатком (конечно, "наш клиент" был покупателум) . Такой вот "удерживающий" эффект.
Ответить
357/50 000
0/50 000
Сейчас обсуждают
Минфин России разъяснил, с какого момента можно продать унаследованное имущество без НДФЛ
Здравствуйте. Согласно Письму Минфина № 03-04-05/107147 от01.11.2024 года:"...у наследника, вступившего в права наследства, право собственности на наследованное имущество, в том числе признанное решением суда, возникает со дня открытия наследства независимо от даты государственной регистрации этих прав."Если остаются сомнения, до продажи через ЛК ФНС запросите пояснения конкретно по вашей ситуации.
21
12
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости