В России в 2026 году перенесут ввод в эксплуатацию 16,2 млн квадратных метров многоквартирных домов. Показатель достигнет исторического максимума, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на результаты совместного исследования компании «Яков и партнёры» и портала «ЕРЗ.РФ».
По данным специалистов, в 2022 году на более поздние сроки был перенесён ввод 15,5 млн кв. м МКД, в 2023–2024 годах значение находилось на уровне 14,4–14,7 млн «квадратов», а в 2025 году показатель вернулся на уровень 2022 года.
«Основная причина — низкие темпы продаж. Стройка финансируется за счёт банковских кредитов. Чтобы ставка была низкой надо выбирать кредиты теми же темпами, какими наполняются счета эскроу от продаж новостроек. Снижение темпов выборки кредитов автоматически приводит к снижению темпов строительства и переносу сроков», — объяснил руководитель «ЕРЗ.РФ» Кирилл Холопик.
Гендиректор «ПИА Недвижимость» Максим Ельцов в разговоре с корреспондентом Циан.Журнала подчеркнул, что к росту перенесённого объёма ввода жилья в МКД, помимо продаж, которые идут не самыми высокими темпами, привели ещё несколько значимых факторов.
«Прежде всего, это мораторий на штрафы для застройщиков, действовавший длительное время. Девелоперы прекрасно осознавали: если есть возможность переносить сроки ввода, конечно, будем это делать. И, безусловно, у компаний была надежда, что отсрочку на штрафы и пени за несвоевременную сдачу объектов пролонгируют вновь», — сказал специалист.
Также он добавил, что по ряду проектов, где финансовые показатели не самые лучшие, у застройщиков после раскрытия эскроу-счетов и погашения кредитной задолженности, будут отрицательные результаты.
«Поэтому допускаю, что где-то будет выгоднее какое-то время платить штрафы за срыв сроков по вводу в эксплуатацию. Процентная нагрузка на остаток, который застройщик всё равно будет должен банку, будет выше, чем в текущей ситуации. И этот фактор однозначно будет влиять на увеличение объёма ввода с перенесёнными сроками сдачи», — продолжил Максим Ельцов.
По его словам, если проект девелопера прибыльный, он попытается форсировать ввод или попробует договориться с дольщиками, чтобы без особых проблем и издержек завершить объект.
«Если же прибыль нулевая или отрицательная, вопрос стоит уже не в размере штрафов и том, как это будет воздействовать на застройщика. Проблема становится глобальнее — сможет ли вообще девелопер завершить проекты и как это скажется на финансовой устойчивости компании», — поделился эксперт.
По мнению Максима Ельцова, изначально мораторий на штрафы для застройщиков вводился не только для того, чтобы поддержать девелоперов.
«При неблагоприятных сценариях объекты окажутся у банков, и именно им нужно будет завершать проект и решать проблемы с дольщиками. И при переходе прав на объект к кредитной организации перед ними может вырасти просто огромная задолженность. А это добавило бы очень серьёзных проблем банкам, да и самим дольщикам в конечном итоге. Поэтому у правительства был очень сложный выбор, когда оно принимало решение об отмене моратория», — подытожил эксперт.
Фото: Nurlan Tastanbekov / Shutterstock.com














