Мы используем файлы cookie. Соглашение об использовании
недвижимостьЦИАН - база объявлений о продаже и аренде недвижимостиhttps://www.cian.ru/help/about/rules-legal/ПрофессионаламГород

«Хорошо не будет»: дорожники просят спасти отрасль от банкротства

8 197
«Хорошо не будет»: дорожники просят спасти отрасль от банкротства
Дорожно-строительные компании Санкт-Петербурга бьют тревогу: необходимо остановить массовое банкротство в отрасли. Несовершенство законодательства, рост цен на стройматериалы и отсутствие индексации цен в контрактах способны привести к полному уходу с рынка российских компаний.

Бизнес в убыток

Кризис в отрасли назревал давно. По данным Росстата, которые приводят представители индустрии, фактическая рентабельность мостостроительных компаний за 2017–2019 годы составила минус 1,02%, рентабельность дорожно-строительных компаний — 0%.

За последние пять лет с рынка ушло больше половины предприятий, и отток продолжается. Если в Петербурге еще 12 лет назад было 10 мостостроительных компаний, сегодня осталась одна. Во многих регионах таких предприятий нет вообще.

Представители дорожно-строительной отрасли уверены: если не принять срочных мер, российские компании вовсе покинут рынок, а на их место придут китайские подрядчики. Это грозит уже совсем другим масштабом проблем и монополией иностранных компаний, которые будут диктовать условия заказчикам.

Подрядчики «дошли до точки кипения»

Одной из ключевых проблем дорожники называют неучтенные в смете дополнительные финансовые затраты строителей. «При заключении контракта подрядчик должен предоставить банковскую гарантию и на участие в конкурсе, и на обеспечение исполнения обязательств, и на казначейское сопровождение, и на банковское: он еще не приступил к работе на объекте, а уже вынужден заплатить», — поделился на встрече с журналистами в ТАСС Юрий Агафонов, генеральный директор Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса.

Оборотных средств не хватает, компании вынуждены брать кредиты: расходы по выплате процентов банку также не прописаны в смете, рентабельность отрасли снижается еще больше.

Юрий Агафонов привел цифры: на конец 2020 года задолженность по кредитам дорожно-строительных компаний составила около 300 млрд рублей, мостостроительных компаний — более 25 млрд рублей, что в шесть раз выше, чем в 2017-м.

Другая сложность, с которой столкнулась вся строительная отрасль, — рост цен на стройматериалы. Стоимость некоторых материалов (металл, дерево) за последний год подскочила в два-три раза. При этом цена металла в общей стоимости транспортного строительства занимает в среднем 35%, выше всего она в мостостроении.

«Такого роста цен на стройматериалы не было никогда в новейшей истории страны, — замечает Павел Горячкин, президент Союза инженеров-сметчиков, директор департамента ценообразования и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России. — Контракты конца 2020-го — начала 2021 года подписаны по неактуальной сметной стоимости. Могли ли подрядчики предположить такую ситуацию? Конечно, нет».

Письмо президенту

На протяжении последних лет компании дважды в год обращались в правительство с просьбами вмешаться в ситуацию, но кардинально картина не менялась. В июле этого года 19 крупнейших дорожно-строительных компаний написали письмо президенту Владимиру Путину с просьбой обратить внимание на их бедственное положение. Профильные министерства отреагировали, но решения, которые сегодня предлагает правительство, промежуточные, они не решают проблему кардинально, считает Юрий Агафонов.

Методика корректировки цен контрактов и постановление правительства, которое позволит заказчикам произвести перерасчет сметы с учетом действующих цен, должны были появиться в конце июля, но, по словам Павла Горячкина, не приняты до сих пор.

«Или мы принимаем решение на уровне правительства РФ, или мы говорим: ничего не знаем, у вас контракт, твердая цена, давайте работайте. Нам нужен ответ», — требует он.

Предложения дорожно-строительных компаний

Профессиональное сообщество сформулировало ряд предложений, которые, на их взгляд, могут спасти отрасль. Главное — увеличить стоимость уже заключенных контрактов на 15% и пересмотреть утвержденные нормы прибыли в сторону увеличения — с 5 до 10%. Эти меры должны быть приняты в ближайшее время, полагают представители отрасли.

«Мы предлагаем увеличить стоимость всех действующих контрактов, поскольку проблемы коснулись не только крупных, но также малых и средних компаний. Тогда мы сможем завершить работы, компании не будут уходить с рынка, а объекты, которые они ремонтируют и строят, будут сданы», — пояснил Юрий Агафонов.

Среди других предложений — разделить ответственность подрядчика за выполнение работ с заказчиком, исключив «презумпцию виновности» подрядчика при любых отклонениях, а также предусмотреть возможность премировать подрядчика за своевременное завершение строительных работ в размере 2% их стоимости (такая практика уже два года действует в Москве).

По мнению строителей, надо создать механизм, по которому условия контракта будут изменяться при росте цен на строительные ресурсы; также следует отменить штраф в отношении подрядчика за нарушение срока сдачи работ.

Комментарии 0
Сейчас обсуждают
редакцияeditorial@cian.ru