Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Вся Россия

Ленинградка против «Сити». Деловые районы Москвы

Иван БРИЗОВ
4 018
Обсудить
В столице формируются полноценные центры бизнес-активности за пределами «Москва-Сити». При этом зачастую они развиваются гораздо быстрее, чем заложенный предыдущим градоначальником деловой центр. Особенная активность наблюдается в районе Ленинградского проспекта, где постепенно появляются все новые офисные проекты.
В столице формируются полноценные центры бизнес-активности за пределами «Москва-Сити». При этом зачастую они развиваются гораздо быстрее, чем заложенный предыдущим градоначальником деловой центр. Особенная активность наблюдается в районе Ленинградского проспекта, где постепенно появляются все новые офисные проекты. Привлекательности этому месту добавляет близость аэропорта Шереметьево, и в итоге многие эксперты признают, что по сути Ленинградка стала выполнять роль «Сити».
 
 
Status quo
 
«Первый пик строительства бизнес-центров (БЦ) на Ленинградском проспекте пришелся на 1996 г.: здесь было возведено несколько качественных БЦ, например «Сокол Плейс» и «Меридиан». С наступлением кризиса 1998 г. объемы работ снизились, как и в целом по Москве, и новый виток строительства и реконструкции в этом районе начался с 2004 г. За последние восемь лет здесь было возведено много качественных бизнес-центров», — рассказывает директор департамента аналитики Colliers International Татьяна Калюжнова. По ее словам, пик ввода в эксплуатацию новых площадей на Ленинградском проспекте пришелся на 2009 г., когда здесь было построено в общей сложности 220 тыс. кв. м офисов. «Такая популярность района обусловлена прежде всего прямым доступом к аэропорту Шереметьево, который является бизнес-воротами Москвы», — добавляет эксперт.
 
По ее словам, в настоящий момент общая площадь БЦ, функционирующих в районе Ленинградского проспекта, составляет около 970 тыс. кв. м, что в два раза больше, чем, например, в «Москва-Сити». При этом цена аренды на текущий момент составляет 500 долл./кв. м/год, что сравнимо со средними базовыми ставками в Москве. Так, по словам руководителя аналитического направления CB Richard Ellis Ирины Флоровой, качественные офисные помещения в этом деловом районе предлагаются по цене от 450 до 700 долл./кв. м/год без учета операционных расходов и НДС. При этом число офисных проектов здесь постоянно растет, и к уже существовавшим БЦ прибавляются новые, например в районе станции метро «Сокол» строится многофунк­циональный административно-офисный комплекс АЛКОН. А рядом с «Динамо» уже заполняется арендаторами МФК «МонАрх». В свою очередь, «Система-Галс» возле «Аэропорта» к началу 2012 г. планирует достроить БЦ Skylight, в настоящий момент там же функционирует новый объект — Victory Plaza. Кроме того, на территории Ходынского поля появится еще одна деловая зона. В стадии реализации находятся также три объекта: «Авиапарк», «Авиасити» и ARCUS III.
 
По словам Татьяны Калюжновой, в общей сложности за прошедшие пять лет в районе Ленинградского проспекта было построено 45 новых БЦ. «Самыми значимыми из них являются «Метрополис», «Белая Площадь», «Капитал Плаза», «Четыре Ветра», «Виктория Плаза», «Авиатор», «Монарх Центр», «Трио», «Солюшнз Ямское Поле» и «Линкор», — говорит эксперт.
 
 
По дороге в Шереметьево
 
Прямой доступ в Шереметьево, наличие развитой инфраструктуры и бессветофорное движение — все эти плюсы стали причиной бурного развития офисной недвижимости в районе Ленинградского проспекта. Впрочем, имеется и весомый минус. По словам Т. Калюжновой, это довольно сильная транспортная загруженность — пробки по пути в аэропорт уже давно стали притчей во языцех, но в перспективе ситуация должна улучшиться, так как сейчас ведется активная работа по реконструкции Ленинградского шоссе. И все же близость к аэропорту нельзя игнорировать. «Существует мировая практика создания БЦ вблизи основных транспортных узлов, в том числе аэропортов или станций скоростного транспорта. В Москве сложилась несколько другая практика: бизнес-районы за пределами Садового кольца формируются вдоль крупных транспортных магистралей, связывающих центр Москвы с аэропортами, например, Ленинградское или Варшавское шоссе, а также вблизи штаб-квартир крупнейших российских корпораций, таких как «Газпром» или Сбербанк», — говорит Т. Калюжнова. Более того, по ее словам, если проводить аналогию московского рынка с мировой практикой создания бизнес-кварталов у крупных транспортных узлов, в качестве примеров можно привести районы, сформировавшиеся в пределах городских вокзалов: Павелецкого, Киевского и Белорусского. Их отличает удачное расположение в центре Москвы и хорошее транспортное сообщение с аэропортами. В частности, возможно быстро добраться на аэроэкспрессе в Домодедово, Внуково и Шереметьево. Качественная офисная застройка сформировалась и вокруг некоторых станций метро, что позволяет в полной мере назвать их бизнес-районами. «Таким образом, близость к центру общественного транспорта оказывается предпочтительнее — многие коман­дировочные с большим удовольствием доедут до аэропорта на экспрессе, чем через пробки на корпоративном автомобиле», — говорит управляющий партнер «Century 21 Запад» Евгений Скоморовский.
 
 
Ошибка или нет?
 
Последнее время центры бизнес-активности вроде Ленинградского проспекта перетягивают на себя потенциальных крупных арендаторов. Как вспоминают участники рынка, одно из первых высказываний Сергея Собянина на посту мэра Москвы как раз было посвящено «Москва-Сити» — тогда новый столичный градоначальник назвал этот проект градостроительной ошибкой и посетовал, что при его реализации не были учтены транспортные сложности. «Изначально ведь московские власти продвигали идею, что в «Сити» все будут добираться на метро — поэтому построили две современнейшие станции, но не заложили достаточно парковочных мест», — говорит гендиректор «Службы недвижимости» Павел Карасев. Однако, по его словам, проблема глубже. «Само расположение «Москва-Сити» на западе города, на Третьем транспортном кольце было мотивировано только тем, что этот участок находится близко к центру города на самом популярном западном направлении, но никаких других причин для появления делового центра именно там не было», — добавляет эксперт. Многие участники рынка в связи с этим напоминают, что помимо «Сити» в городе формировались совершенно независимо от этого процесса другие зоны деловой активности, в первую очередь упомянутая выше «Павелецкая», и в данном случае ключевым фактором было использование большого объема бывших фабричных территорий для редевелопмента. «С «Москва-Сити» все получилось иначе, там тоже были промзоны, но городские власти решили просто по факту сделать деловой центр именно там, хотя в большинстве мегаполисов такие зоны бизнес-активности расположены значительно дальше от центра и обязательно по пути в аэропорт, чтобы коман­дировочные могли добраться по делам, не доезжая в центр», — добавляет Е. Скоморовский.
 
Впрочем, с такими оценками согласны далеко не все эксперты. Так, по словам Ирины Морозовой, начальника отдела маркетинга технопарка Nagatino i-land, месторасположение «Москва-Сити» вполне подходящее. «Этот деловой район расположен рядом с двумя станциями метро, Кутузовским проспектом и центром города. Проблема «Сити» на сегодняшний день — это загруженность дорог, отсутствие парковочных мест, но вся Ленинградка в этом плане не в лучшей ситуации», — говорит эксперт. По ее словам, рынок заполняет все пригодные для коммерческого использования площадки в городе, но важно помнить, что весомое условие успешной реализации БЦ — удобное месторасположение по отношению к месту жительства первых лиц компаний, и север здесь явно проигрывает. «Скорее, там складывается несколько деловых зон, какие есть почти во всех районах Москвы», — говорит И. Морозова.
 
Как бы то ни было, но пока основным препятствием на пути развития Ленинградки как альтернативы «Москва-Сити» участники рынка видят в первую очередь общую незаполненность офисного рынка. По словам руководителя отдела офисной недвижимости ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate Алексея Рябичева, спрос на качественные БЦ в этом районе держится на стабильном уровне, однако вакантных площадей, особенно в новых проектах, еще много. «Де-факто офисный сегмент еще не очнулся от посткризисной спячки, последнее время анонсируются крупные проекты, в том числе и на Ленинградском проспекте, но все они по сути являются авансом на будущее, ведь такие объемы сегодняшний рынок переварить просто не в состоянии», — говорит Е. Скоморовский.
 
Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Могут подойти
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Минфин России разъяснил, с какого момента можно продать унаследованное имущество без НДФЛ
Здравствуйте. Согласно Письму Минфина № 03-04-05/107147 от01.11.2024 года:"...у наследника, вступившего в права наследства, право собственности на наследованное имущество, в том числе признанное решением суда, возникает со дня открытия наследства независимо от даты государственной регистрации этих прав."Если остаются сомнения, до продажи через ЛК ФНС запросите пояснения конкретно по вашей ситуации.
21
12
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости