Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО

Риэлторы на защите интересов своих клиентов

Наталья ЧИСТЯКОВА
2 064
Обсудить
Ни для кого не секрет, что сегодня и собственник, и добросовестный приобретатель такого дорогостоящего товара, как недвижимость, ненадежно защищены законом. Так же, как не защищены им и представители интересов участников сделок с недвижимостью — риэлторы.
Ни для кого не секрет, что сегодня и собственник, и добросовестный приобретатель такого дорогостоящего товара, как недвижимость, ненадежно защищены законом. Так же, как не защищены им и представители интересов участников сделок с недвижимостью — риэлторы.
 
 
Парадокс: рынок недвижимости существует, операторы этого рынка хорошо известны, но вот документов, регулирующих этот рынок, ничтожно мало. Именно поэтому в сфере недвижимости до сих пор действуют так много мошенников: пользуясь лазейками в существующем законодательстве, они и создают те колоссальные риски, которыми обременены сегодня все участники рынка.
 
Особенно остро эти проблемы выявил финансовый кризис, снежным комом прокатившийся по рынку недвижимости и сделавший невозможной деятельность многих ранее вполне успешных риэлторских фирм. В этот период, когда сделки практически не заключались, а найти покупателя на объект стало настоящей проблемой, количество обращений за услугами риэлторов сократилось до минимума. Руководству компаний пришлось снижать расходы за счет увольнения сотрудников, сокращения арендуемых площадей и перехода на новые формы сотрудничества (удаленное, по факту, по договору и т. п.). В этих непростых условиях многие компании попросту перестали существовать.
 
В результате на рынке появилось немало так называемых частных риэлторов, многие из которых осуществляют свою деятельность, не регистрируясь в качестве индивидуальных предпринимателей.
 
По сути это абсолютно нелегальный бизнес, — констатирует вице-президент Российской гильдии риэлторов (РГР), вице-президент Московской ассоциации риэлторов Анна Лупашко. — Именно так, ведь частник не оплачивает расходы по аренде рабочего места, не платит налогов, что и позволяет ему снизить размер комиссионных. Однако уровень обслуживания в таком случае значительно хуже, а риски потерять квартиру и/или деньги возрастают многократно. Ведь действия так называемых черных маклеров ничем не гарантированы и не обеспечены, а между тем сегодня около трети всех сделок совершается с их участием.
 
Где же выход? Как отрегулировать рынок, 40% которого сегодня, по словам самих риэлторов, не организовано? Ясно, что необходимо внести изменения в законодательные документы. Риэлторский бизнес по сути своей является социально ответственным — ведь речь идет о том, без чего не может обойтись ни один человек: о жилье, о крыше над головой. И пока он подвержен подобным стихийным изменениям, высокие риски для населения сохраняются и преумножаются, нагрузка на правоохранительные органы растет, а государственный бюджет с каждым годом недополучает все больше налоговых платежей.
 
Напрашивается вполне разумное решение обозначенной проблемы: следует отрегулировать правила ведения риэлторского бизнеса таким образом, чтобы мошенникам, а также лицам, пытающимся действовать на свой страх и риск, доступ на рынок недвижимости был закрыт. Для этого, по мнению представителей профессионального сообщества и органов государственной власти, необходимо принять закон о риэлторской деятельности, концепция которого уже активно обсуждается начиная с мая 2010 г.
 
В законе необходимо четко определить содержание риэлторской деятельности, права и обязанности агентства недвижимости, — говорит А. Лупашко. — Кроме того, должны быть разработаны требования для тех, кто занимается профессиональной деятельностью на рынке недвижимости. Ведь сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда практически каждый желающий может назвать себя риэлтором, не имея при этом ни документа о соответствующем образовании, ни каких-либо финансовых гарантий. Такое положение дел, когда речь идет об операциях с жильем, которое у многих единственное, недопустимо.
 
Добавим, что ежемесячно только в Москве регистрируется порядка 7–8 тыс. сделок с недвижимостью. При этом стоимость московских квартир в среднем начинается от 4 млн руб. За такие немалые деньги в рамках только одной самой простой сделки необходимо нести ответственность специалисту, о котором мы даже толком не знаем, что он обязан сделать для клиента, а что — нет.
 
Среди последствий кризиса (а это и увеличение числа сделок с участием черных маклеров, и ухудшение уровня обслуживания клиентов, и возросшие риски) самым неприятным стало растущее недоверие клиентов к риэлторам вообще, — продолжает А. Лупашко. — Именно поэтому мы должны в сжатые сроки установить четкие, ясные и прозрачные правила ведения бизнеса для всех без исключения, ограничить доступ к профессии риэлтора, руководствуясь при этом в первую очередь интересами тех, кто приходит к нам за помощью и рассчитывает на наш высокий профессионализм.
 
Предполагается, что разработкой и установкой этих правил займутся саморегулируемые организации (СРО), членство в которых будет обязательным для каждого, кто намерен вести легальный риэлторский бизнес.
 
Концепция закона предусматривает сложную систему защиты интересов клиентов, — рассказывает вице-президент РГР. — Во-первых, это многоуровневая система СРО: муниципальный уровень (где это необходимо), региональный и национальный. На федеральном уровне будет вестись разработка стандартов и обучающих программ. То есть мы не говорим нет тем, кто не знает, как работать, мы говорим: приходите, будем учиться.
 
 
Закон о риэлторской деятельности предлагает включить всех зарегистрированных участников рынка недвижимости в четыре реестра:
• сертифицированных компаний;
• аттестованных специалистов;
• учебных заведений и аккредитованных преподавателей;
• территориальных органов по сертификации.
Эти реестры будут вестись на региональном и муниципальном уровнях.
 
 
Также проект закона предусматривает два уровня специалистов — брокеры и агенты. Чтобы работать на рынке, им надо пройти специальное обучение и сдать экзамены, а впоследствии регулярно подтверждать свою квалификацию. Те специалисты, которые не значатся в реестре аттестованных специалистов, свою деятельность на рынке продолжать не смогут до тех пор, пока не пройдут все процедуры аттестации.
 
Еще один момент — страхование профессиональной ответственности. Это положение уже сегодня есть в системе сертификации, введенной в РГР.
 
В большинстве западных стран вы не сможете осуществлять операции с недвижимостью, не имея соответствующего страхового свидетельства. Совершенно необходимо, чтобы и в России страхование стало одной из опор профессиональной деятельности риэлтора, — считает А. Лупашко. — В этом случае будут спокойны как участники рынка, так и властные структуры. Виноват перед клиентом — ответишь деньгами, как и полагается.
 
Разруливать непредвиденные ситуации и разрешать споры специалистов с клиентами призваны дисциплинарные комиссии и комитеты защиты прав потребителей, которые будут наделены полномочиями лишать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей права заниматься риэлторской деятельностью в том случае, если ими были нарушены стандарты практики и кодекс этики.
 
Одна из дискуссий, развернувшихся в ходе обсуждений нового закона, посвящена вопросу о том, чью деятельность должен регулировать закон: физических лиц (брокеров) или юридических (работодателей). Анна Лупашко считает, что в первую очередь отвечать перед законом, как и в других отраслях народного хозяйства, должны именно работодатели, а уже перед ними будут нести ответственность брокеры.
 
Это логично, ведь никто же не ставит телегу впереди лошади. Сегодня во всем мире риэлторская деятельность требует четкой организации и финансовых гарантий, и именно агентство недвижимости, а отнюдь не одинокий маклер в силах выполнить весь необходимый объем работы и нести полную ответственность за свои действия перед клиентом. Если же мы попытаемся отрегулировать работу непосредственно брокеров, то все, что мы получим, — это тот самый стихийный рынок черных маклеров, который имеем сейчас, только их уже будет не 30–40%, а все 80–90.
 
Звучит оправданно. Ведь контроль намного легче осуществить за организациями, нежели за индивидуальными предпринимателями. Конечно, и с ними работа ведется, но зачем же новым законом множить их число, если есть разумный вариант?
 
Еще один немаловажный момент, о котором много говорилось при подготовке законопроекта: сегодняшнее фактическое бесправие практикующего риэлтора при подготовке документов к сделке. Это несоответствие также призван устранить новый закон.
 
Необходимо ввести риэлтора в гражданский оборот сделок с недвижимостью, — говорит вице-президент РГР. — Что это означает на практике? Профессионалы рынка недвижимости, члены СРО должны быть наделены правом подготовки документов к государственной регистрации сделок. А для этого агентствам недвижимости должна быть предоставлена законная возможность запрашивать и получать информацию из органов БТИ, жилищно-эксплуатационных организаций, паспортных столов, органов госрегистрации. Мы должны делать это легально, а не по знакомству, как сейчас, и схема получения этой информации должна быть прозрачной.
 
На сегодняшний день обсуждение законопроекта еще не закончено, и любой желающий может прочитать его текст, внести собственные поправки и предложения.
 
На мой взгляд, сейчас, пока закон еще не внесен на рассмотрение в Государственную думу, необходимо организовать общественные слушания в профессиональном сообществе, — говорит А. Лупашко. — В РГР, девизом которой уже 19 лет является слоган «Объединяя профессионалов», обязаны услышать голос каждого из этих профессионалов. И прежде всего представителей региональных ассоциаций. Закон не должен стать инструментом для чьих-то частных карьерных устремлений — он призван решить проблемы, назревшие в риэлторском сообществе, и обеспечить защиту интересов наших клиентов.
 
Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Автор
Теги
Наталья ЧИСТЯКОВА
Могут подойти
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Минфин России разъяснил, с какого момента можно продать унаследованное имущество без НДФЛ
Здравствуйте. Согласно Письму Минфина № 03-04-05/107147 от01.11.2024 года:"...у наследника, вступившего в права наследства, право собственности на наследованное имущество, в том числе признанное решением суда, возникает со дня открытия наследства независимо от даты государственной регистрации этих прав."Если остаются сомнения, до продажи через ЛК ФНС запросите пояснения конкретно по вашей ситуации.
21
12
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости