Еще раз о Титульном страховании.
Несмотря на то, что Титульное страхование появилось в России и не без участия самих риэлторов еще в 1994 году и прошло уже довольно длительный путь, в настоящее время процент сделок, проходящих со страхованием Титула, находится в пределах всего нескольких процентов и относится в основном к сделкам, проводимым с использованием ипотечных (заемных) денег. С учетом всех сделок на рынке недвижимости процент сделок с использованием Титула составляет не более 3-5.
Вопрос возникает интересный – почему данный вид страхования до сих пор не является наиболее востребованным? По логике Титульное страхование должно быть интересно именно покупателям в целях
максимального снижения рисков утери права собственности (Титульное страхование – это страхование финансового риска, связанного с потерей права собственности или его ограничением в части владения). В основных причинах этого может лежать: все-таки юридическая неграмотность основных слоев
населения; нежелание части риэлтерского сообщества нацеливать своих «клиентов-покупателей» на приобретение полиса Титульного страхования, это как и дополнительные финансовые расходы со стороны клиента, так и возможное снижение своего авторитета у клиента (ведь в силу нашего
менталитета, большая часть клиентов рассудит так: «…раз рекомендует и говорит об этом страховании, значит не уверен и не совсем профессионален, то есть не может выполнить задачу за которую я плачу свои деньги, а стоит ли с ним вообще иметь дело?...»).
И все-таки рассмотрим ситуацию, что риэлтор убедителен и клиент-покупатель юридически грамотен и благоразумен, а выбранный для покупки объект недвижимости имеет непростую историю.
Так на что стоит смотреть в первую очередь при оформлении договора Титульного страхования объекта недвижимости:
1. Что за страховая компания, сколько лет на рынке, кто перестраховывает ее деятельность (в качестве абсолютно стороннего примера, без желания какой-либо рекламы приведу Компании «ЭРГО Русь» и «ЭРГО Жизнь», работающие в России с начала 2000 годов и входящие в международную страховую группу ERGO, которая, в свою очередь, является частью Munich Re Group, крупнейшей перестраховочной группы в мире с историей своей деятельности более ста лет);
2. Как долго в пакете представляемых ею страховых услуг присутствует Титульное страхование, были ли судебные разбирательства и в чью пользу были приняты судебные решения, количество судебных разбирательств в процентном соотношении от количества заключенных договоров, каков размер произведенных выплат, соответствуют ли они условиям договора и реальные сроки выплат страховых сумм;
3. Сроки Договора Титульного страхования, в настоящее время предлагаемые сроки составляют от 1 до 10 лет;
4. В договоре должно быть указано, что страховым случаем является потеря прав собственности на объект недвижимости по любым, независящим от собственника причинам и только на основании решения суда;
5. В договоре обязателен пункт, что страховая сумма должна быть равной рыночной стоимости объекта недвижимости на момент наступления страхового случая независимо от суммы указанной, например, в Договоре купли-продажи (основная причина занижения цен в ДКП, покупка квартир находящихся в собственности менее трех лет);
6. За чей счет, страхователя или страховой компании, проводится защита интересов страхователя при проведении судебного разбирательства;
7. Как и с кого должны осуществляться выплаты при наступлении страхового случая. Для покупателя квартиры заключившего Договор Титульного страхования лучшим является когда выплату проводит страховая компания в полном объеме, а сама в последующем, в судебном порядке, покрывает свои затраты за счет третьих лиц по вине которых и наступил страховой случай;
Это далеко не все, но на мой взгляд это основополагающие пункты на которые стоит обратить внимание при заключении Договора Титульного страхования объекта недвижимости.
И что является более определяющим уровень профессионализма риэлтора:
1. Предложение Титульного страхования покупаемого объекта при работе с клиентом-покупателем;
2. Предложение Титульного страхования продаваемого объекта при работе с клиентом-продавцом;
3. Отсутствие какого-либо предложения своим клиентам (мотивировка остается на усмотрение
читателя).
Цифры недели
6 июня 2025
