Не знаю, какое ощущение о количестве риэлторов в Москве есть у читателя, но лично у меня, как у профессионального участника рынка, возникло стойкое ощущение, что число риэлторов в столице просто огромное. Я имею в виду не только агентов, работающих в агентствах недвижимости, но и так называемых «частных маклеров», работающих в этой сфере. В чем же популярность этой профессии? И можно ли считать это профессией вообще?
Наш рынок недвижимости довольно молод по причине отсутствия довольно долгое время в нашей стране права собственности на недвижимость. С началом рыночных отношений эта сфера деятельности стала привлекать к себе тем, что давала возможность довольно высоких заработков при отсутствии необходимости длительного периода «вхождения в профессию». Действительно, такой профессии в нашей официальной статистике нет, а, следовательно, учиться и получать какие-либо официальные документы для начала своей работы нет необходимости.
В середине 90-х государство попыталось как-то урегулировать отношения в этой области, введя лицензирование риэлторских услуг (у многих риэлторов того времени остались лицензионные карточки, а у агентств – лицензии, украшающие стены офисов с намеком на срок присутствия на рынке), но в 2002 году на этот вид деятельности, как и на ряд других, лицензирование отменили. Уже тогда на рынке появилось несметное количество «специалистов», помогающих решить жилищные проблемы москвичам. Благо, рынок был растущий и активный. Однако кризис немного подкорректировал ситуацию: работать стало сложнее, не все риэлторы оказались способны к изменениям и обучению и часть из них либо ушла с рынка вообще, либо перешла на работу по совместительству, оказывая риэлторские услуги в свободное от основной работы время (это характерно не только для российского, но и для американского рынка недвижимости).
Тем не менее, в эту сферу постоянно продолжает вливаться поток новых кадров. Привлекательными факторами являются свободный график работы, возможность быстрого обучения (хотя это является иллюзией), большое количество общения с людьми (для коммуникабельных личностей), нестабильный, но зато и не фиксированный заработок. Эти условия работы подходят для людей с определенным типом мышления, мировосприятия: для активных, деятельных, самодисциплинированных и внутренне мотивированных. И в этом смысле риэлтор – призвание. Вернее, лично я бы характеризовал это как определенный «образ жизни».
Но не все тяготеющие к такому образу жизни становятся профессионалами. Ведь профессионализм, базирующийся на высокой квалификации, подразумевает еще и постоянное самосовершенствование, обучение, организацию бизнеса. И в этом плане перспективы нашего рынка риэлторских услуг пока достаточно туманны. Время идет вперед и нам необходимо идти в ногу с ним. Быть или не быть профессии риэлтора в России официально признанной — решать не мне. Рынок этих услуг будет существовать все равно, независимо от нашего желания, потому что в этом есть потребность. Но вот каким он будет – во многом зависит от того, какой статус и отношение к профессии будет со стороны государства и непосредственно риэлторского сообщества.
Центробанк решил ввести лимиты по ипотеке на частные дома
1 августа 2025
