- Как появилась идея реставрации
- Мы искали дом полтора года
- Как впервые оказались в Пустыни
- Как мы нашли тот самый дом
- Кем был хозяин дома
- Дом раскрывает секреты
- Как мы занимаемся реставрацией
- Как планируем развивать проект
- Собираем единомышленников
- Что объединяет ценителей наследия
- Делимся опытом выбора и реставрации старинного дома
Как появилась идея реставрации
Мария и Юлия давно увлекаются темой дореволюционного наследия России. Мария Кравченко — ведущая проекта Old Russia with Masha на радио «Серебряный дождь», автор книг, вдохновлённых историей. Юлия Забежайло — исследователь, коллекционер антиквариата и автор блога, посвящённого красоте старого фонда.
После многих лет погружения в историю и работы с контентом у девушек возникло желание восстановить реальный объект и внести личный вклад в сохранение наследия. Мария ещё в 2018 году начала присматриваться к заброшенным усадьбам и пыталась найти инвесторов, а Юлия мечтала купить квартиру в доходном доме.
Случайное знакомство в соцсети всё изменило. Мария и Юлия стали поддерживать друг друга и подружились, а после пандемии встретились на одной из волонтёрских акций. Вдохновлённые общими идеями, осенью 2021 года они договорились сообща купить старинный дом и отреставрировать его.
Впереди их ждали 1,5 года поездок по центральной России, осмотр заброшенных зданий и даже руин, пока они не нашли дом своей мечты. Так появился проект «Дом Легкодумова». Как это было — рассказывают сами Мария и Юлия.
Мы искали дом полтора года
У нас с Юлей были чёткие критерии поисков. Первое — дом не должен быть объектом культурного наследия. Дело в том, что это влияет на сроки и стоимость работ в сторону их увеличения. Порядок подготовки и согласования проекта реставрации для таких объектов тоже имеет свои особенности. Работа с культурным наследием требует общения с надзорными органами и чёткого соблюдения всех регламентов. Поэтому мы хотели купить обычный дом.
Второй важный критерий — расстояние. Мы искали дом не дальше, чем в 500 км от Москвы. Нам нужно будет там регулярно бывать и приглашать гостей, поэтому дорога не должна занимать слишком много времени.
И третье наше условие — дом должен быть построен до 1917 года. Мы с особым трепетом относимся к дореволюционному наследию.
На поиски у нас ушло почти 1,5 года. Мы изучали онлайн-объявления о продаже, ездили на просмотры, вели переговоры с владельцами.
Оглядываясь назад, можно сказать, что самым сложным оказалось именно общение с хозяевами недвижимости. К примеру, почти год мы потратили на поиски и переговоры по заброшенному терему в Тверской области, но так и не смогли прийти к компромиссу. Собственник настаивал на цене, которая не соответствовала состоянию дома.
После этого мы присмотрели ещё один объект, уже в Нижегородской области. Он очень нас заинтересовал, но хозяйка вдруг отказалась от продажи. Мы думаем, что дом нравился ей самой и она решила оставить его себе. Отсюда следующий критерий поиска — нам нужен был мотивированный собственник, который всё уже решил и готов продать дом без лишних уговоров и сомнений.
Как впервые оказались в Пустыни
Однажды мы с Юлей договорились посмотреть дом в деревне Пустынь Костромской области. Ехали на очередной просмотр, а получилось, что приехали к дому своей мечты.
Был один из жарких дней августа. Мы спокойно проехали на машине по просёлочной дороге, любуясь зелёными полями и лесами, и очутились в Пустыни. Увиденное нас поразило. Это была словно затерянная в веках деревня, где всё кричало о былом величии. Позже мы узнали, что Пустынь начала активно застраиваться с 1870-х годов — больше века назад.
По сторонам улиц возвышались остатки больших домов, причём не все из них были деревянными. Некоторые строения оказались кирпичными, основательными. Наше внимание привлекла загадочная старинная церковь, историю которой сразу захотелось узнать. Тихая гладь реки переливалась на солнце, а деревья и кусты неподвижно склонились над ней. И всё это на фоне полной тишины — как будто деревня замерла во времени. Ничего подобного мы до этого не встречали. Пустынь пленила нас с первого взгляда.
Старинная старообрядческая церковь
Как мы нашли тот самый дом
Наконец мы добрались до нашего дома. Как выяснилось, его владельцем был местный житель Яков Легкодумов. Дом по всем критериям идеально нам подходил и был в хорошей сохранности. Первый этаж оказался прочным, из кирпича, а второй — из дерева, с красивыми резными узорами и наличниками. Мы и так уже находились под впечатлением от деревни, а когда вошли в дом, сразу всё сложилось.
Дом оказался большим, из кирпича и дерева, с пристроенным деревянным амбаром
Сочетание красного кирпича и изящной деревянной резьбы
Внутри частично сохранилась обстановка, какой она была при прежних хозяевах. Свою особую роль сыграли фотографии времён Российской империи на стенах, на одной из которых был изображён сам бывший владелец. Эта связь поколений нас впечатлила, как будто время здесь остановилось.
На этой дореволюционной фотографии изображён хозяин дома Яков Легкодумов. Из личного архива наследников
Стало понятно — это именно наш дом, который мы так долго искали. Со всеми мыслями и впечатлениями мы отправились подумать, а на следующее утро уже приняли решение о покупке и начали вести переговоры.
Кем был хозяин дома
Личность Якова Матвеевича Легкодумова сильно повлияла на наше решение о покупке. Человека не стало более полувека назад, но его образ всё ещё остаётся неотъемлемой частью дома.
На старинной фотографии из Царского села хозяин запечатлён в военной форме царской России. Фото было сделано ещё до начала Первой мировой войны. Стало очевидно, что он не был простым крестьянином.
Позже мы узнали, что его отец торговал лесом. Из этих брёвен частично и построен наш дом. У семьи даже было своё дело в Петербурге. Судя по найденным материалам, жили они очень хорошо. У Якова Матвеевича была жена-красавица и пятеро детей. После революции Легкодумовы чудом избежали раскулачивания.
На фотографии — Яков Матвеевич Легкодумов с супругой Анной Сергеевной Лукьяновой. Фотография сделана в 1917 году, когда они поженились. У Якова Матвеевича на форме виден Георгиевский крест 4-й степени, который он получил в 1915 году.
Мы пока ещё не смогли выяснить, чем хозяин занимался во время Великой Отечественной войны. Знаем лишь, что в этот период в доме был госпиталь для раненых солдат. Известно, что после войны семья вернулась в своё родовое гнездо и стала вести хозяйство, сдавая продукцию местному колхозу.
Дом раскрывает секреты
Когда схлынули первые впечатления, мы стали исследовать дом и обнаружили в нём много разных сюрпризов, не всегда приятных. Само здание было относительно крепким, но вот гигантский примыкающий к дому амбар оказался в аварийном состоянии. При покупке мы этого не заметили, всё выяснилось позже при осмотре специалистом. В результате половина бюджета на реставрацию уйдёт на восстановление амбара. Именно там мы будем делать общественное пространство и музей, поэтому работы предстоит много.
Не сразу мы обнаружили и домовой гриб в подполе. Это такой вредный обитатель дома, который образуется из-за сырости и отсутствия вентиляции. К тому же, его крайне сложно вывести. Поэтому мы будем полностью перебирать подпол дома, проводить туда коммуникации, делать водоотведение, а после этого заменим повреждённые доски.
Но зато мы нашли в доме много удивительных артефактов из прошлого. Это сельскохозяйственная утварь и вещи, которые относятся к истории поселения: обгоревшие церковные книги, детские книжки из местной библиотеки, школьные журналы середины XX века. Сейчас в деревне нет уже ни школы, ни библиотеки, а в нашем доме сохранились их следы — удивительно!
Все найденные артефакты мы будем использовать для создания музея Пустыни — деревни, которая в миниатюре повторила историю нашей страны.
Жернова 1889 года и керосиновая лампа «Triumph» XIX века от немецкой фирмы Erich & Graetz
Старинная книга
Кирпич XIX века с клеймом петербургской фирмы Сергея Нефедьевича Растеряева. А цифры — это номер партии
Старинный сундучок и дореволюционная бутылка из-под керосина
В таких сундуках хранили одежду, а ещё в нём помещается человек — Мария убедилась в этом лично ;)
Одна из любопытных находок с местным колоритом — закопанная на скотном дворе фарфоровая тарелка с инициалами. Оказалось, раньше была крестьянская традиция — закапывать в таких местах тарелки с монограммами имён новобрачных, чтобы семья жила в достатке.
Ещё одно открытие нас ждало при разборе вещей. Мы нашли подлинную биографическую справку. В ней хозяин пишет, что родился в этом доме в 1889 году. Но наш дом согласно документам построили в 1910 году. Получается, он может быть значительно старше указанного в официальных бумагах возраста.
Один из сюрпризов напрямую с домом не связан, но сильно влияет на его доступность — это дорога. Мы смотрели дом в отличную погоду и добрались без проблем. Но позже выяснилось, что после дождя последние 4 км до дома становятся полосой препятствий. С одной стороны, именно просёлочная дорога и сберегла деревню от цивилизации. С другой стороны, людям жить сложно — старики не могут часто приезжать, а молодёжь размышляет о продаже домов. Надо искать компромиссное решение, чтобы логистика стала лучше, но при этом не погубила самобытность места.
Просёлочная дорога летом выглядит живописно, но в межсезонье временами превращается в полосу препятствий
Как мы занимаемся реставрацией
После покупки дома в сентябре 2023 года мы вплотную занялись планированием работ по его восстановлению. Продумали проект и порядок действий, решили, что откроем в доме после реставрации.
Изначально мы думали управиться за три года, но жизнь внесла свои коррективы. Только на поиск реставраторов у нас ушло полгода и почти год на создание проекта. Мы столкнулись с тем, что рынок реставрации в стране очень маленький. График известных мастеров с опытом и репутацией расписан на годы вперёд.
Мы начали поднимать свои записи, искали контакты в открытом доступе, использовали сарафанное радио, писали в архитектурные и реставрационные организации, которые редко и неохотно отвечали. В итоге нашли замечательную компанию, которая предложила нам комплексный подход к работе. Такое решение под ключ оказалось самым приемлемым в нашей ситуации.
Есть один важный нюанс. Специалисты обследовали дом уже после покупки, но лучше это делать заранее. Мы воспользовались услугой оценки дома с подготовкой заключения. В итоге мастера, которые проводили оценку, стали нашими основными подрядчиками. Комфортно, когда люди заняты домом начиная с проекта, знают все его особенности и понимают фронт работ вплоть до самых мелочей.
Мария с краеведами Анастасией Лобановой и Алексеем Ямпольским
Есть и другие моменты, которые затягивают реализацию проекта. Из-за особенностей просёлочной дороги работы можно вести только в тёплое и сухое время года. Кроме того, цена реставрации выросла в несколько раз относительно наших первоначальных ожиданий из-за удорожания материалов и работ. Сам дом обошёлся нам в 850 тыс. рублей, а смета на восстановительные работы по нему сегодня уже оценивается в 25 млн рублей.
Поэтому мы решили двигаться постепенно и разбили процесс на этапы, исходя из наших возможностей. В летнем сезоне 2025 года разобрали аварийный амбар. Все брёвна мастера промаркировали и будут использовать в дальнейшем. В следующем сезоне у нас по плану работы с фундаментом и срубом. После этого можно будет приступать к реставрации дома.
В проектной документации учитываются все детали вплоть до каждого бревна
Мастера разбирают амбар
Несколько коллажей, чтобы увидеть, каким дом был в 2023 году (слева) и каким стал в 2025:

Как планируем развивать проект
Мы уже решили, что сделаем в доме после восстановления. Строение состоит из жилой каменно-кирпичной части и амбара, который по-другому ещё называют поветью. В жилой половине мы разместим небольшой номерной фонд, а в повети будет пара номеров, музей и общественное пространство для мероприятий.
Наш проект не только про дом. Мы смотрим шире на саму деревню и сохранение её самобытной среды, поэтому взяли под опеку ещё и деревенскую церковь в аварийном состоянии. При поддержке местной старообрядческой епархии весной 2025 года организовали её обследование реставраторами. Летом провели краудфандинг на противоаварийные работы, и сейчас они уже завершаются. Впереди — разработка реставрационного проекта и привлечение денег для его реализации.
Постепенно мы налаживаем отношения с администрацией деревни и местными жителями. Со старостой Дмитрием и соседом Александром мы сразу нашли общий язык. Люди не стеснялись предлагать свою помощь и советы, за что мы им очень благодарны.
С кем-то из местных жителей удалось наладить отношения спустя некоторое время. Люди почитали наши соцсети, увидели добрые намерения и теперь желают проекту удачи. Кто-то ещё не определился со своим отношением к нам. Это понятно, ведь мы говорим о развитии и переменах, а всё новое обычно пугает.
Собираем единомышленников
Мы лично столкнулись с трудностями и огромным количеством вопросов — от подбора дома до разработки проекта и поисков мастеров. Оказалось, что мы в этом не одиноки, поэтому решили собраться с такими же владельцами старых домов. Сразу после покупки стали вести и продвигать проект во всех доступных соцсетях и рассказывать детали нашей работы.
Так достаточно быстро нам удалось собрать ядро единомышленников, которые следят за новостями проекта, ходят на мероприятия и участвуют в акциях. В 2024 году прошла наша первая живая встреча, где разбирали успешные кейсы вроде проекта О'27 Silvuple в Ростове Великом или Дома Ракицкого в Тарусе.
Вскоре наша инициатива выросла в Телеграм-канал «Новая жизнь старых домов», где на момент выхода статьи 970 человек. Люди приходят к нам благодаря интервью, партнёрским материалам в других каналах и репостам из нашего канала. В чате люди могут задавать любые рабочие вопросы. Примерно раз в квартал мы делаем очные встречи с владельцами домов и экспертами по урбанистике, реставрации, развитию территорий и привлечению финансирования.
Цель нашего комьюнити — объединять людей, которые ценят наследие и тратят свои ресурсы на то, чтобы прошлое жило в настоящем. Мы ждём тех, у кого уже есть старинный дом и тех, кто только мечтает его приобрести. Будем рады реставраторам и проектировщикам, экспертам по оформлению старых домов, производителям окон, дверей, стройматериалов, мастерам по печным работам и дизайнерам интерьеров.
Что объединяет ценителей наследия
В нашем кругу общения есть люди самых разных профессий, которые в обычной жизни вряд ли бы встретились. Но совершенно точно их всех объединяет ощущение ценности среды и её хрупкости. Многие люди скажут: «Снесите эту рухлядь! Дешевле построить новое, вставить пластиковые окна — так практичнее и доступнее». Но наши единомышленники в ущерб бюджету и здравому смыслу выбирают старину и аутентичность.
В истории России произошло много драматических событий, которые нанесли урон архитектуре, культуре, исторической памяти в целом. Но мы видим, как целое поколение людей хочет вернуть связь с прошлым. Будь то исторический дом или дача бабушки, где прошло детство, — люди начинают понимать ценности. Мы видим с каждым днём всё больше примеров частной инициативы по восстановлению таких проектов. Пока их немного, но всё ещё впереди.
И если инвестиция подразумевает возврат вложенных средств, то в случае старых домов речь идёт скорее о нематериальной выгоде. Это удовлетворение от того, что ты оставляешь свой след в истории. Здесь в большинстве своём решают личные мотивы, а не деньги.
Старый дом — это душевная родная атмосфера и тёплые воспоминания
Делимся опытом выбора и реставрации старинного дома
Покупка и реставрация старого дома — дело затратное и трудоёмкое, потребуется много сил, времени и энергии. Поэтому важно продумать каждый шаг, чтобы не разочароваться и не забросить проект.
Определите цель. Как вы планируете использовать дом: для личных целей, общественных нужд или бизнеса, что будет в нём находиться после реставрации.
Уточните предпочтительную локацию. Деревня это будет, пригород или город, а также примерный радиус поисков.
Используйте разные источники поиска. Если нравится конкретный объект, сведения о нём можно получить в местной администрации. Есть площадки с торгами и агрегаторы недвижимости, где можно выставить фильтр по году постройки. Например, такую функцию предлагает Циан. Также можно воспользоваться профильным агрегатором «Дом вдали», который размещает только исторические дома.
Узнайте историю дома. Что там было раньше: жилой дом, школа или присутственное место.
Выясните состояние подъездных путей и коммуникаций — какая дорога ведёт к населённому пункту, как она меняется в течение года. Наличие и состояние коммуникаций тоже влияет на решение о покупке. Проводить новые сети затратно, поэтому хорошо, если дом к ним подключен. Особенно важны электричество и источники водоснабжения.
Определите статус здания — является ли оно объектом культурного наследия или нет. Если понравившийся дом имеет статус ОКН, то для работ с ним обязательно понадобится организация с аттестацией Министерства культуры на реставрационные работы. Взвесьте свои силы, возможности и риски работы с таким объектом.
Оцените состояние дома до покупки. Для этого лучше выезжать на место вместе с профессионалами. Обговорите с ними свои ожидания от конечного результата, этапность работ и платежей, обсудите смету и примерные сроки реставрации.
Проверьте состояние документов при покупке. Деревенские дома, как правило, имеют проблемы с оформлением. Насторожить должны такие моменты, как неудовлетворительное состояние документов, наличие наследников и нерешённых семейных конфликтов.
При договорённостях с хозяином важно зафиксировать все цифры на входе и условия по имуществу — что остаётся, а что нет.
Найдите мастеров по реставрации. Важно, чтобы реставраторы ставили в приоритет работу с инструментом времён постройки дома и умели работать с подобными материалами. Ищите специалистов с опытом работы над историческими зданиями, изучайте портфолио, сайт и соцсети.
Не бойтесь задавать вопросы и просить подтверждения квалификации специалистов. Читайте отзывы. Если приглянулся какой-то отреставрированный объект, узнайте, какая организация с ним работала.
Для нас, как для новичков, был важен комплексный подход к реставрационным работам: консультации, грамотное проектирование, собственное производство и авторский надзор.
Рассчитайте бюджет на реставрацию. Обсудите с подрядчиком функциональное использование дома, ожидания от каждого помещения — это ляжет в основу бюджета. Максимально детализируйте каждый этап работ, чтобы был виден их состав. Попробуйте зафиксировать цены в договоре.
Кроме прямых расходов на реставрацию, будут ещё косвенные: поездки до объекта, ночёвки в гостиницах, амортизация транспорта, сопутствующие расходные материалы, вывоз мусора. Мы с самого начала проекта ведём перечень всех расходов и делимся этими данными с нашими подписчиками.
Начните с малого, если так проще. Не каждый может сразу купить и начать восстанавливать дом. Если пока возможности нет, а запрос есть, можно:
- участвовать в акциях волонтёрских и краеведческих движений вроде «Том Сойер Фест»;
- подписаться на интересные проекты;
- общаться с единомышленниками и поддерживать друг друга.
Главное — сделать первый шаг.
Фото, за исключением подписанных: Юлия Забежайло














