В июле жителей Подмосковья обрадовали новостью о строительстве в регионе так называемого наземного метро. Однако, как выяснилось, оно будет иметь мало общего со столичным метрополитеном.
Интервал — три минуты
Рис. Т. СОРОКИНОЙ
Долгожданное метро первыми получат жители самых загруженных направлений — Ярославского, Горьковского, Ленинградского, на которых не хватает подвижного состава. На этих ветках РЖД уже начаты работы. Согласно схеме, представленной Министерством транспорта Московской области, в 2014 г. метро придет в Крюково и Одинцово, а последними в плане значатся Шереметьевское и Нахабино, где строительство должны завершить лишь в 2025 г.
Коллапса не будет
Появление новых железнодорожных путей и бесперебойное движение по ним электропоездов не должны стать препятствием для автомобильного транспорта. Уже сегодня в пробках перед закрытыми переездами люди проводят по несколько часов. Что же будет, когда интервалы между электричками сократятся до минимума? Александр Зайцев подчеркнул, что права водителей и пассажиров авто никто ущемлять не собирается. «Сегодня на территории Московской области более 400 пересечений с железной дорогой по радиальным направлениям, — сообщил министр. — Необходимы альтернативные варианты объездов. Все решения должны быть комплексными».
В первую очередь создадут путепроводы через железнодорожные пути (минимум 40 путепроводов и 33 перехода нужно построить в самое ближайшее время). Другая срочная мера — организация парковок. Владельцы автомобилей должны иметь возможность где-то их оставлять, пересаживаясь на поезд. Всего Московской области, по словам А. Зай-цева, необходимо порядка 80 тыс. машино-мест. Кроме того, нуждаются в обновлении сами железнодорожные станции. На тех направлениях, где количество пассажиров в год исчисляется миллионами, реконструкцию проведут в первую очередь (таких объектов около 30). А в целом в области предстоит построить порядка 280 транспортно-пересадочных узлов с необходимым набором инфраструктуры: перронами, парковками, стоянками такси, остановками автобусов и т.д.
Составы, вагоны
Наземное метро даст возможность пассажирам из области точно планировать время поездки, а также обеспечит в пути все удобства. Однако Минтранс предупреждает: поезда не будут похожими на те, к которым привыкли пользователи столичной подземки. От обычной электрички их помимо скорости отличает разве что уровень комфорта. Вагоны наземного метро сделают просторными, современными, оборудуют системой кондиционирования и даже туалетами. Центральная пригородная пассажирская компания уже приступила к модернизации части старых поездов.
Власти надеются, что реализация проекта частично поможет разгрузить и Московский метрополитен: жители Подмосковья смогут доехать на электричке до Малого кольца МЖД, то есть оказаться практически в центре столицы, минуя часть станций подземки.
Жилье подорожает, но не сразу и не везде
На появление легкого метро в городах ближнего Подмосковья рынок недвижимости обязательно отреагирует. Как конкретно? Вырастет ли цена квадратного метра? На эти вопросы мы попросили ответить наших экспертов.
Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой»:
«Пока что анонс проекта не отразился на стоимости недвижимости в районах строительства наземного метро. Ожидать увеличения цен можно после того, как станет ясно место заложения новых станций и будет определен точный срок их ввода в эксплуатацию. Наибольший толчок к росту даст непосредственно начало строительства метро. После этого вторичка может прибавить в цене 5–7%, а новостройки — до 15%. Не стоит забывать и о том, что перечисленные локации уже сейчас обеспечены железнодорожными платформами. В то же время создание новых объектов транспортной инфраструктуры в отдаленных и труднодоступных местах может повысить цены на квартиры до 20% и выше (в зависимости от района, его общей развитости, от конкретного объекта недвижимости). По данным нашей компании, новостройки возле метро за МКАД дорожают быстрее, чем возле новых станций внутри Москвы. Например, с июня по декабрь 2012 г. цены на вторичку рядом с «Алма-Атинской» поднялись на 7%. В районе «Пятницкого шоссе» рост цен за тот же период составил 5%. Примерно такие же показатели были у «Новокосино» — плюс 4,7%».
Павел Лепиш, генеральный директор компании «Домус финанс»:
«Для покупателей, рассматривающих предложения жилья в Подмосковье, транспортный фактор сегодня является ключевым — большинство из них работают в столице и стремятся минимизировать временные и финансовые затраты на дорогу до офиса и обратно. Поэтому очевидно, что открытие новых станций метро приведет к повышению спроса и, соответственно, цен на недвижимость. При этом в каждом конкретном районе динамика роста будет разной. К примеру, в Одинцово, Люберцах, Крюково и Нахабино, которые отличаются высокой транспортной доступностью, большого скачка цен не будет. А вот строительство метро в Балашихе и Подольске выведет города на качественно новый уровень и приведет к серьезному повышению стоимости местного жилья, особенно в сегменте экономкласса. Заметного роста цен на недвижимость также можно ожидать в Пушкино: несмотря на то что этот город связан с Москвой железной дорогой и Ярославским шоссе, которое скоро будет полностью реконструировано, массовый покупатель лишь недавно открыл для себя местный рынок новостроек. Сегодня Пушкино по-прежнему входит в список недооцененных городов Подмосковья, но уже очень скоро ситуация может измениться».