Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО

Кадастровый паспорт: для чего нужен и как оформить

Татьяна Гончарова
1 116
Обсудить
Кадастровый паспорт: для чего нужен и как оформить
Многие помнят бумажный кадастровый паспорт на квартиру или дом. С 2017 года отдельный кадастровый паспорт больше не выдают, а сведения из него включают в выписку из ЕГРН. Рассказываем, для чего нужен кадастровый паспорт, что он содержит, как его оформить и правильно читать, чтобы избежать неприятностей с недвижимостью.

Что такое кадастровый паспорт

Это документ с подробным описанием недвижимости на основе данных из Государственного кадастра недвижимости. Паспорт есть у каждого объекта — помещения, квартиры, частного дома, земельного участка, здания, машино-места. 

С 1998 до 2017 года это был отдельный документ на бумаге, который входил в стандартный пакет для любых действий с недвижимостью, однако 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ, который фактически отменил кадастровый паспорт. Но изменения коснулись только формы, а не содержимого.

Как выглядит новый кадастровый паспорт

С января 2017 года данные с бумажных носителей стали вносить в электронную базу — Единый государственный реестр недвижимости. В ЕГРН перенесли данные не только из кадастровых паспортов, но и из свидетельств о праве собственности. Поэтому сейчас вместо кадастрового паспорта выдают выписку из ЕГРН. Кадастровый паспорт в виде отдельного документа для сделок больше не нужен. 

Создание ЕГРН значительно упростило процессы регистрации и кадастрового учёта. Исчезли лишние этапы подготовки и проверки бумаг, а сделки стали проходить быстрее.

Нужен ли старый паспорт

Старые паспорта остаются действительными и не требуют замены, если в характеристиках объекта не было никаких изменений. Определённого срока действия у них нет. Но если параметры изменились, например в квартире провели перепланировку, то нужно обновить сведения. Новые данные будут содержаться уже в свежей выписке из ЕГРН. 

Также новая выписка потребуется, если:

  • изменились личные данные владельца;
  • владелец обращается в суд по поводу ограничений на действия с недвижимостью;
  • собственник хочет продать имущество, подарить или передать в наследство.

Такие кадастровые паспорта выдавали до 2017 года:

Фото автора

Фото автора

Тот же паспорт в виде выписки из ЕГРН на ту же квартиру сразу после вступления новых правил:

Фото автора

Для чего нужен кадастровый паспорт

С помощью кадастрового паспорта можно узнать подробную информацию о недвижимости и убедиться в законности прав на неё. Документ удостоверяет, что объект стоит на кадастровом учёте и данные по нему есть в единой базе. 

Кадастровый паспорт понадобится для многих действий с недвижимостью:

  • регистрация права собственности;
  • купля-продажа;
  • ипотека;
  • наследство;
  • приватизация;
  • дарение;
  • мена;
  • залог;
  • получение разрешений на строительство и перепланировку;
  • сдача в аренду;
  • судебные тяжбы.

В паспорте есть особый идентификатор — индивидуальный кадастровый номер недвижимости. По нему можно уточнить данные, например в Публичной кадастровой карте Росреестра или в специальной форме на сайте Росреестра:

Поиск информации по кадастровому номеру

Кадастровый номер поможет рассчитать размер госпошлины для операций с недвижимостью
 
Циан.Сделка — это удобно
Продайте недвижимость выгодно и спокойно

Что содержит кадастровый паспорт

Кадастровый паспорт состоит из двух основных частей — текстовой и графической. Он включает следующие разделы:

Общие данные — вид объекта, адрес, назначение (жилое, нежилое), дата регистрации, индивидуальный кадастровый номер и кадастровая стоимость.

Технические данные — площадь, количество этажей, материалы конструкций.

Графическая часть — схема расположения, планировка этажей и помещений.

Сведения о правах и обременениях — данные собственников и при наличии ограничения на использование объекта, например залог. 

важно

С 2023 года в выписке не указывают персональные данные собственника. Получить сведения можно только с согласия владельца, если он заполнит соответствующее заявление в Росреестре или закажет выписку самостоятельно.

Графическая часть кадастрового паспорта. Фото автора 

Дополнительные данные зависят от типа недвижимости:

  • Квартира: этаж, поэтажный план, информация о материалах и несущих конструкциях дома.
  • Земля: категория, вид разрешённого использования, наличие строений, границы, схема расположения.
  • Здание: наименование, вид, этажность, год ввода в эксплуатацию, материалы.

Как получить выписку на объект недвижимости

Получение кадастрового паспорта сводится к заказу выписки из ЕГРН. Можно заказать электронную или бумажную выписку — у них одинаковая юридическая сила. Отдельный кадастровый паспорт на бумаге больше не выдают. 

Проверить наличие данных по объекту в системе можно по его адресу на портале Росреестра в справочном разделе

Паспорт на зарегистрированный объект

Если объект зарегистрирован и поставлен на учёт, то выписка доступна сразу. Бумажную выписку можно заказать в отделении МФЦ или в местном филиале Кадастровой палаты Росреестра. Понадобятся паспорт, заполненное заявление и уплаченная госпошлина.

Электронную выписку заказывают на портале госуслуг или на сайте Росреестра на странице «Электронные услуги и сервисы». Для заказа на сайте Росреестра нужно быть зарегистрированным на «Госуслугах» — сервисы взаимосвязаны. Сроки получения паспорта указаны в соответствующем разделе. 

При онлайн-оформлении можно выбрать способ получения:

  • письмом на электронную почту;
  • бумажным документом по почте;
  • забрать лично в местном филиале Росреестра.

Паспорт на новый объект

Когда владелец ставит недвижимость на кадастровый учёт, Росреестр вносит сведения о недвижимости в базу и присваивает ей индивидуальный кадастровый номер. Данные сразу формируются в ЕГРН. Только после этого выдадут кадастровый паспорт. 

Для постановки нового объекта на кадастровый учёт потребуется выезд кадастрового инженера. Найти подходящего специалиста можно через «Госуслуги».

Учёт новых объектов и регистрацию права собственности можно провести одновременно. Подать заявление на единую процедуру можно через «Госуслуги», в МФЦ или на сайте Росреестра. Сделать это может также кадастровый инженер, если заранее оговорить такую услугу.

Для самостоятельной подачи заявления через «Госуслуги» нужно выполнить ряд действий:

→ Подтвердить учётную запись на «Госуслугах».

→ Выбрать раздел «Поставить на учёт объект и зарегистрировать право».

→ Заполнить заявление и приложить к нему необходимые документы.

→ Подписать заявление с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) в приложении «Госключ».

срок получения

Электронная выписка поступит в личный кабинет пользователя на «Госуслугах» примерно через 10 календарных дней. 

На момент публикации статьи расходы на одновременную услугу по учёту и регистрации для физических лиц составляют 6 тыс. рублей для недвижимости стоимостью до 20 млн рублей (п. 22.4 статьи 333.33 НК РФ).

Как изменить сведения о недвижимости

Иногда владельцы делают перепланировку в квартире или пристраивают помещения к частному дому. Все эти изменения нужно внести в кадастровый паспорт.

На объект выезжает кадастровый инженер, осматривает его и готовит заключение. Затем собственник подаёт документы в Кадастровую палату самостоятельно или через инженера. Помимо заключения понадобятся паспорт владельца, заявление и правоустанавливающие документы. 

Как правильно читать кадастровый паспорт

Документ содержит важные сведения о недвижимости, после изучения которых можно оценить потенциальные риски и определиться с последующими действиями. Например, стоит проводить сделку или нет. 

Важные пункты выписки, на которые нужно обратить внимание:

Кадастровый номер — уникальный идентификатор, с его помощью можно найти информацию по объекту в кадастровой базе.

Адрес — расположение объекта, важно убедиться в корректности данных.

Общая площадь — совпадает ли с фактической.

Назначение помещения — жилое или нежилое. Некоторые виды помещений относятся к нежилым, например апартаменты. В них нельзя прописаться постоянно, а налог и тарифы ЖКХ дороже, чем для жилых помещений.

Вид помещения и наименование — например, «однокомнатная квартира».

Кадастровая стоимость — оценочная стоимость недвижимости, используемая для налогообложения. Чем она выше, тем больше будет налог.

Дополнительные данные о помещении и многоквартирном доме — не признан ли дом аварийным, а помещение — непригодным к проживанию.

Статус записи об объекте — фраза «актуальные, ранее учтённые» означает, что объект уже был внесён в кадастровую базу и данные о нём актуальны.

Сведения о зарегистрированных правах — совпадают ли с паспортными данными владельцев.

Обременения — есть ли ограничения на использование или продажу. К примеру, статус «ипотека» означает, что объект находится под залогом.

Важные пункты выписки на квартиру. Фото автора 

Для земельных участков есть свои особенности:

→ Границы участка — описание границ участка, включая координаты.

→ Виды разрешённого использования участка — из этой графы можно узнать, подходит ли земля для планируемых целей, например строительства частного дома или ведения сельского хозяйства.

Категория — в России установлено 7 категорий земель, например земли населённых пунктов, земли сельхозназначения.

→ Кадастровые номера объектов недвижимости, расположенных в пределах участка, — если на участке есть строения, они должны стоять на кадастре.

Правильное чтение кадастрового паспорта поможет лучше понять свои права на недвижимость и избежать возможных юридических проблем. 

Градостроительный план земельного участка
что это такое, почему стоит получить его для ИЖС и как это сделать

Резюмируем

Кадастровый паспорт содержит основные разделы — характеристики объекта, правовую и графическую части.

Начиная с 2017 года вместо кадастрового паспорта выдают выписку из ЕГРН — она его заменяет.

Выданные ранее паспорта сохраняют силу, если параметры объекта или данные собственника не менялись.

Кадастровый паспорт в форме выписки нужен для большинства действий с недвижимостью.

Заказать кадастровый паспорт на бумаге можно при обращении в МФЦ или Кадастровую палату Росреестра, а в электронном виде — на сайте портала «Госуслуги» или Росреестра.

Внимательное изучение паспорта поможет избежать возможных юридических проблем.

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Могут подойти
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости