Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Мухи отдельно, котлеты отдельно

Наталья ЧИСТЯКОВА27 июня 2011 4 160
2019-01-17T16:16:58.070000+00:00
По подсчетам экологов, Москва производит порядка 10 тыс. т мусора в сутки, средний москвич в год выдает до 350 кг твердых бытовых отходов (ТБО). Мы уступаем американцам, которые выбрасывают на 200 кг больше и занимают первое место в мире по скорости засорения планеты. Однако гордиться нам все равно нечем — мусорная проблема в России до сих пор так и не решена.
По подсчетам экологов, Москва производит порядка 10 тыс. т мусора в сутки, средний москвич в год выдает до 350 кг твердых бытовых отходов (ТБО). Мы уступаем американцам, которые выбрасывают на 200 кг больше и занимают первое место в мире по скорости засорения планеты. Однако гордиться нам все равно нечем — мусорная проблема в России до сих пор так и не решена.
 
 
Мусорная проблема в РоссииВ советское время, которое сегодня уже многие не считают абсолютно застойным, проблемы утилизации и переработки отходов решались при участии государства, а руководили этими процессами четыре (!) главка. Были разработаны унифицированные бутылки для молока, пива и прохладительных напитков, по всей стране действовали пункты приема стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома привлекали школьников, был налажен жесткий учет драгметаллов, применяемых в промышленности, в частности в электронике.
 
Сейчас той же макулатуры сдают мало, хотя, по оценкам специалистов, до 40% бытовых отходов составляют именно бумага и картон. Прибавим сюда другие виды вторсырья — полиэтилен, пластмассу, стекло, тряпье и алюминиевые банки, — и окажется, что половина отходов вполне может быть переработана. Однако вместо этого потенциальное вторсырье везут на полигоны, загрязняя окружающую среду Подмосковья. Выходит, деградируем?
 
— Вовсе нет. Российское общество созрело, у него есть желание решать проблему переработки отходов, в то время как государство, несмотря на громкие заявления, от выполнения этой задачи попросту самоустранилось, — заявил Алексей Киселев, руководитель токсической программы Гринпис России на пресс-конференции «Вторая жизнь вещей: куда сдавать вторсырье в Москве?».
 
Встреча с журналистами была приурочена к Всемирному дню защиты окружающей среды, а основной темой обсуждения стало решение проблемы цивилизованного избавления от отходов в виде макулатуры, стекла, пластика, алюминия и старой одежды.
 
Уже давно с трибун самой разной высоты мы слышим о том, что Москва превращается в большую свалку. Ежегодно в столице образуется 5,5 млн т мусора. Из них 4 млн (81%) закапывают на подмосковных полигонах, еще 12% сжигают и только 6% отходов идет на переработку. Между тем, утверждают специалисты, существуют технологии, позволяющие сделать указанную выше пропорцию обратной, то есть в переработку отправлять основную часть отходов.
 
Мусорная проблема в России
Phototimes/Dreamstime
Сегодня в Московской области действуют около 40 захоронений ТБО, которые ежегодно принимают 7 млн т мусора (из Москвы и области). Помимо этого существуют несанкционированные свалки, которые называют экологической миной замедленного действия. По данным экспертов, имеющиеся полигоны выработают свой ресурс до 2012 г., но ни одной новой площадки за последние два десятилетия не появилось. А идеи строительства новых мусоросжигательных комплексов, не говоря уже о полигонах ТБО, жители Подмосковья неизменно принимают в штыки.
 
Как известно, от мусора человечество избавляется тремя способами. Первый — отходы закапывают и забывают (наиболее популярен в Москве). Второй способ — вторсырье перерабатывают (у нас это плохо развито, так как требуются значительные инвестиции). Третий — мусоросжигание (властям этот способ нравится, но натыкается на протесты общественности и экологов). Вывод напрашивается сам собой: надо наращивать долю селективного (то есть раздельного) сбора мусора.
 
Тем более что с точки зрения экологии выгода от раздельного сбора отходов с целью их дальнейшей переработки и повторного использования двойная. Во-первых, это предотвращает появление новых свалок (что актуально для Москвы и не только). Во-вторых, уменьшает нагрузку на природу. Около 70–80% из того, что мы выбрасываем в мусорный бак, является ценным для переработки сырьем. Вовлекая в оборот вторичные ресурсы, буквально доставая их из мусорного ведра, мы можем сократить объемы добычи, переработки и транспортировки первичных. Например, для изготовления бумаги из макулатуры, а не из первичной целлюлозы требуется вдвое меньше воды, не говоря уже о том, что не надо вырубать леса, а затем тратить силы и средства на лесопосадки и уход за ними. Кроме того, при производстве бумаги из вторсырья на 35% снижается загрязнение вод, на 74% уменьшаются воздушные выбросы.
 
Еще в 2007 г. мэр столицы Юрий Лужков, выступая на одном из центральных телеканалов, заявил, что к 2011 г. — на четыре года раньше, чем в Европе, — проблема утилизации мусора в Москве будет решена. На дворе уже 2011-й, но воз (или, точнее, мусор) и ныне там.
 
Однако с чего-то надо начинать. Для того чтобы привлечь к раздельному сбору бытовых отходов как можно больше людей, Гринпис России и компания Google в июне запустили проект «Вторая жизнь вещей» и создали интерактивную карту пунктов приема вторсырья в Москве. Задумка нового проекта — предоставить жителям столицы возможность сдавать мусор на переработку, тем самым превратив отходы в ресурсы и подарив вещам новую жизнь.
 
Мусорная проблема в России
Н. Чистякова
Пока Гринпис России разместил информацию только по Москве, но в ближайшее время появится версия и для Санкт-Петербурга. Пока на карту нанесено только 80 пунктов, но в будущем появится еще около 200.
 
Адрес карты в Интернете — http://www.recyclemap.ru/. На сайте принимаемое сырье подразделили на несколько видов: бумага, стекло, пластик, металл, одежда, иное (ртутные лампы, батарейки, аккумуляторы, электронный лом, ртутные приборы и другие опасные отходы, ветошь, бытовая техника, игрушки). «На портале можно оставлять отзывы и участвовать в составлении рейтинга по каждому разделу. Кроме того, благодаря функционалу «Карты Google» пользователи смогут сами принять участие в составлении и обновлении карты. Они вправе добавлять информацию о пунктах приема вторсырья, сообщать Гринпису о появлении или закрытии каких-либо пунктов», — сообщил на пресс-конференции руководитель интернет-проектов Гринпис России Дмитрий Кузнецов.
 
Помимо точек по сбору традиционных видов отходов на карте будут отмечены организации, принимающие старую одежду. Эта информация очень важная и полезная — ненужные вещи скапливаются у всех без исключения, а выбрасывать их неэкологично, а иногда и просто жаль.
 
«Мы начали с Москвы, поскольку это 10% населения страны. И немало людей, около 20%, уже сортируют вторсырье. Мы хотим, чтобы жители Москвы знали о тех, кто занимается ТБО, о переработчиках, и, таким образом, отходы уйдут не на свалку, не будут способствовать появлению ядовитого газа и крыс, а вещи получат новую жизнь. И это возможно», — отметил А. Киселев.
 
Кстати, с 2005 г. раздельный сбор мусора юридически обязателен в Москве, и это выполняется, например, в здании мэрии и других властных структурах. Однако для большинства москвичей эта возможность по-прежнему недоступна. Они вынуждены искать специальные пункты приема вторсырья. «К счастью, желающих сдавать мусор на переработку становится все больше», — пояснил А. Киселев.
 
И все же многих наших граждан еще нужно приучить сортировать отходы. Сделать это можно, считает руководитель проекта по раздельному сбору мусора Гринпис России Игорь Бабанин: «Еще в 2002 г. мы начали внедрять раздельный сбор отходов в Санкт-Петербурге. Наша главная задача состояла в том, чтобы понять, возможно ли это, найдутся ли люди, которые к этому готовы. Оказалось, готовы, даже вопреки желаниям властей и при наличии рекламы лишь на мусорных баках».
 
Мусорная проблема в России
SXC
По словам И. Бабанина, в настоящее время в Санкт-Петербурге под раздельный сбор отходов оборудовано около 1500 площадок. Однако из-за недостатка людей, участвующих в этой программе, и невнимания городских властей раздельно удается собрать только 1% (около 20 тыс. т) мусора в год.
 
«Но если поставить контейнеры в каждом дворе и хорошо их обслуживать, то и людей, которые будут заниматься вторсырьем, станет больше. К тому же все очень просто: достаточно лишь три бака — для сухого сырья (бумага, пластик), пищевых отходов и для прочего», — отметил эксперт.
 
«Во всем мире переработка вторичного сырья весьма прибыльный бизнес, и в России он также может стать таковым, — утверждает Михаил Плетнев, заведующий кафедрой коллоидной химии Московского института тонких химических технологий (МИТХТ) им. М. В. Ломоносова. — Важно только грамотно организовать логистическую цепочку — от сбора до центров первичной сортировки и переработки в конкретные полезные продукты. Технологии для этого существуют».
 
Разумеется, для решения рассматриваемой проблемы необходимы экономические стимулы, политические решения, законодательные акты, налоговые преференции, но это тема для отдельного разговора. Сейчас главное — как научить москвичей каждый день сортировать мусор.
 
Как-то подобный эксперимент проводили в Юго-Западном округе Москвы. В Германии были закуплены контейнеры, где имелись пометки на крышках, в какой что бросать. Однако жители не торопились раскладывать свой хлам по разным коробам, предпочитая выкидывать все вместе. Возможно, кто-то объяснил бы свои действия пресловутой ленью, но стоит только представить себе типовую московскую кухню, и сразу многое становится понятным. Откуда там место для нескольких контейнеров? Имеется в лучшем случае пятачок только для одного ведра. Неужели научить сортировать мусор удастся разве что следующее поколение москвичей?.. И для этого нужен целый комплекс программ, призванных убедить население в необходимости сортировки отходов. Но кто сказал, что это невозможно?
 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#рейтинг
городрейтинг
Сейчас обсуждают
Аноним
25 апреля 2024
редакцияeditorial@cian.ru