Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Вся Россия

Прогулка по центру Екатеринбурга c местным урбанистом

Павел Бабушкин
4 280
Обсудить
Прогулка по центру Екатеринбурга c местным урбанистом
Экскурсия по кварталу Декабристов — 8 Марта — Куйбышева — Степана Разина. Большая стройка, набережная и парк

Журналист, аналитик и урбанист Сергей Ермак рассказывает, как ему живется в апартаментах в самом центре города — между цирком и будущей ледовой ареной. О проблемах, преимуществах и причинах переезда с Ботаники — района, в котором вырос наш гид.

Эмигрировал в центр с Ботаники

Я всегда был фанатом Ботаники. Там прошло почти все мое детство и вся юность. Большинству это место кажется абсолютно непригодным для жизни: планировка и нумерация домов «как будто архитектор был пьян», серые панельные десятиэтажки, из рук вон плохо организованные парковки. Но мне это отчего-то не мешало. Главная прелесть Ботаники — сконцентрированность функций. Бульвары, десять продуктовых супермаркетов, парк, офисы, кофейня Strong в пять квадратных метров, где варили (и, наверное, до сих пор варят) лучший в городе кофе. И все это на пятачке в два квадратных километра. Еще лет пять назад эмигрировать с Ботаники я планировал разве что в Барселону или Нью-Йорк, но план пришлось поменять.

Первым нехорошим звонком стали намерения построить в непосредственной близости от моего дома безвкусную, монструозную лепешку автовокзала. Перспектива оказаться в эпицентре толп приезжих, суеты, дикой торговли самсой, беляшами и шаурмой меня не слишком грела.

Вторым звонком (и уже не эфемерным, а реальным) стали заборы. За пару лет Ботаника из более-менее приветливой и проницаемой территории превратилась не то в зоопарк, не то в СИЗО. Очень грустно, но мне даже собственным соседям не удалось объяснить, что двухметровый забор — это огромная глупость. Аргумент «у всех так» победил.

Последней каплей, конечно, стала 26-этажная высотка, которую одна из компаний умудрилась втиснуть так, что у пары домов (в том числе и моего) доступ к солнечному свету будет закрыт навсегда. Вообще, в этой стройке заключено столько низости, алчности и изворотливости, что я даже немного восхищен ее инициаторами.

Мы так торопились продать квартиру на Ботанике, что сделали это за две недели. А новое жилье в силу разных причин приобрели только через пять месяцев. Теперь в квартире около «Палладиума» идет ремонт, а мы зависли посередине между Ботаникой и самым центром — в апартаментах «Артек», что за за цирком.

По закону, апартаменты — это нежилые помещения, которые можно использовать как жилье. Апартаменты — это как гостиница, где постояльцы пользуются номерами подолгу. В «Артеке» проданы почти все: в продаже осталось два варианта.

Одно из отличий апартаментов от квартир — в отсутствии возможности оформлять регистрацию по месту жительства. Другое отличие — в стоимости эксплуатационных расходов. Поскольку апартаменты формально не относятся к жилью, тарифы на коммунальные услуги будут рассчитываться как для коммерческого помещения.

Апартаменты: дорого и без прописки

Жить в апартаментах сравнительно дорого. За свои 40 метров мы летом платим 4 500–5 000 ₽ «коммуналки».

Но главный минус — конечно, невозможность прописаться. Странно, но в России XXI века регистрация остается едва ли не главным атрибутом человека. Полгода, пока я жил без печати в паспорте, во всех госучреждениях на меня смотрели как на не совсем полноценного человека. Диалоги были примерно такие:

— Здравствуйте, я хочу посетить врача. Вот мой полис.— Здравствуйте, а почему вы пришли именно к нам?— А разве мне нельзя к вам приходить?— Можно. Но почему вы пришли именно к нам?

Что еще мне не хватает в апартаментах, так это приватности. В «Артеке» квартиры и офисы идут вперемежку. Часть помещений сдается в долгосрочную аренду, другая — принадлежит отельерам, третья — парикмахерам, студиям маникюра и всевозможной эпиляции. Людей масса, и каждый раз лица меняются. Нет ощущения своей территории, собственного пространства, как в обычных домах. Мой внутренний социофоб страдает.

И последняя неприятность, о которой я просто не могу не упомянуть, — ледовая арена. Иронично, но мы убежали от стройки и попали на стройку. И ее инвесторов не сильно-то беспокоит, как и кто там в этих апартаментах себя чувствует. Юридически это никакое не жилье — так чего церемониться? Не то, чтобы им совсем наплевать — если написать заявление в полицию, пару дней по утрам и ночью будет тихо. Но потом они снова встают в свой график и начинают копать с восьми утра в субботу и за полночь во вторник.

Ледовую арену строят на месте взорванной телебашни. В заборе прорехи, вокруг стоят машины.

Зато есть ресепшн, минимаркет и красивый двор

Но у апартаментов, несомненно, есть и плюсы. К ним я отношу, во-первых, мобильное приложение (а там — клининг, товары для дома, продукты, пропуска, оплата ЖКХ), а во-вторых — ресепшн. Всегда можно спуститься и выпить чашку кофе, купить воды или мороженого, решить вопросы по дому, вызвать сантехника, заплатить «коммуналку». Удобно.

У нас даже есть двор. Закрытый и ухоженный. Для апартаментов — редкость. Во времена, когда этот формат только развивался (и пока девелоперов попросту не обязали строить их по стандартам жилья), дома часто возводили вообще без какой-либо инфраструктуры. У дорог, не соблюдая правил инсоляции, не предусматривая парковок и детских площадок. Наша же площадка получше, чем у иных жилых домов. Правда, детей, которые бы на ней играли, я никогда не видел.

Двор в апартаментах почти всегда пустует

Хотя, пожалуй, в этом нет ничего удивительного. Апартаменты — они про бизнес, туризм, инвестирование, а не про семью. И, по-моему, очень круто, что «Артеку» удалось остаться классическими апартаментами, а не стать офисником или квазижильем в чистом виде.

Пешком до работы — 35 минут

Я работаю на Малышева — Генеральской. Утром езжу на автобусе № 50. Домой могу вернуться пешком, если позволяет погода — это всего 35–40 минут. Меня абсолютно не напрягает ездить в общественном транспорте. У нас есть машина, но пользуется ею в основном жена (вот она — совсем не урбанист).

Один из главных плюсов жизни в центре — пешеходная доступность практически любого важного места или события (работы, кафе, музея, ярмарки, выставки). Все они, как правило, локализуются в квадрате Куйбышева — Хохрякова — Челюскинцев — Восточная. Хочешь быстрее — окей, садись в трамвай или автобус. До периферии от центра добираться тоже куда проще. Вот тебе метро, вот — такси, которое приедет в худшем случае минуты за три. Поездка до аэропорта, кстати, обойдется где-то в 350–400 ₽.

Рядом с моим нынешним домом стоит два бизнес-центра — «Арена» и «Саммит». На первых этажах каждого есть кафешки и ресторанчики. Можно поесть вафель в Wafbusters и вьетнамского супа в «Фо-Ханой», купить что-нибудь в «Гастробаре» или дойти до Simple Coffee.

В пяти минутах — «Гринвич» с его огромным фуд-кортом. Хочешь — ешь куриные чипсы, хочешь — домашнюю еду. А в Дендрарии — «Донна Оливия». Мы частенько заходим туда выпить кофе и поболтать. Веранду они сделали отменную.

Единственное, чего действительно не хватает жителям центра, — больших продуктовых супермаркетов. Есть «Гипербола», но она дорогая. На перекрестке Декабристов и 8 Марта — «Кировский», чуть дальше — «Магнит». Но это магазины у дома, поэтому я раз в неделю езжу в «Окей». На Ботанику. Ирония номер два.

Самый уютный парк и «какая надо» набережная

К слову, о Дендрарии. По-моему, это самый уютный парк в городе. Здесь можно гулять, читать, копаться в телефоне и просто отдыхать. Вот в парке Маяковского, например, ничего такого ты не сделаешь без риска быть сбитым велосипедистом, роллером или снарядом в виде разогнавшегося четырехлетки.

В Дендрарии как-то очень интеллигентно и тихо. Удивительно, но здесь почти никогда не возникает конфликтов. Видимо, парк совсем не располагает к агрессии. Кругом цветы, деревья, речка, птицы поют. Как-то неудобно в такой обстановке кому-то начищать лицо.

Набережная — то, чему я тоже чертовски рад. Наконец-то она обрела человечный вид. Деревянные лежаки и спуски к воде, симпатичная плитка, классные декоративные растения. И скамейки крутые — лично мне они никакие гробы не напоминают. Никакого гранита с чугуном.

Осталось придумать, как сделать ее столь же человечной на всем протяжении — от ВИЗа и до низа. Пока никакой общей концепции у этого пространства нет. Несколько лет назад совместно с мэрией мы проводили рабочие группы и мозговые штурмы, формировали требования к набережной от экологов, застройщиков, спортсменов, архитекторов. Мы это все упаковали в отчет, который должен был отправиться проектировщикам, но что-то пошло не так. А потом чемпионат мира, Стрелка… Очевидно, что река для города (даже такая, как Исеть) — это очень большая удача. И ее потенциал мы пока явно недоиспользуем.

Застройщики так и не научились строить хорошо за вменяемые деньги

Почему круто жить в центре? Все просто. С жителем окраины мы за блага, которые дает город, платим примерно одинаковые деньги (я, возможно, даже плачу меньше, потому что часто хожу пешком), а бенефит получаем несоизмеримый. Вокруг меня всегда прибрано, выбелено, ровно, красиво высажено, безопасно, вкусно и главное — разнообразно. В центре не забалуешь, а то вдруг большое начальство увидит.

Наша новая квартира — в старом доме. Он то ли 1930, то ли 1940 года. Владел квартирой далеко не последний человек в городе: настолько не последний, что смог вырубить в перекрытии дыру, объединить два помещения, находящихся одно над другим. А потом это все согласовать.

Почему не новый дом? Тут все просто. Удивительно, но застройщики, так много говорящие об эргономичности, современных планировках и крутых общественных пространствах, делать все это за вменяемые деньги так и не научились. Да, в центре есть классные квартиры (некоторые вообще без несущих стен), но стоят они как крыло от «Дримлайнера». А если у тебя в кармане чуть меньше — то получай отделку подъезда по типу «бабушкина ванная» или квартиру, похожую на общежитие — 11-метровый коридор и комнаты, комнаты, комнаты.

А в этом сталинском почти столетнем доме все сошлось. Из несущих конструкций — только колонны, окон на два этажа — 16 штук, соседи милейшие, реконструкцию с выселением провели десять лет назад. Но самое важное: минута — и ты в «Энгельсе», «Карме», «Нельсоне», «Креветках и Бургерах», «Симпле» или «Гадах».

Я люблю Екатеринбург, динамичный и какой-то очень свободный. Я верю, что из него можно сделать крутой европейский город. У нас есть что показать: одни только конструктивистские ансамбли чего стоят. Мы делаем много правильных шагов — приглашаем Фостера и Хадид, обустраиваем ресторанные улицы и набережную, отвоевываем сквер, собираемся убрать парковку с Площади 1905 года (ну и что, что уже десять лет), отказались от уродливого пластикового конуса-елки и даже перестали обращать внимание на бесконечное нытье автомобилистов. Теперь главное — с этого пути не сворачивать, даже если очень захочется.

Фото: Дмитрий Елизаров

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Могут подойти
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Минфин России разъяснил, с какого момента можно продать унаследованное имущество без НДФЛ
Здравствуйте. Согласно Письму Минфина № 03-04-05/107147 от01.11.2024 года:"...у наследника, вступившего в права наследства, право собственности на наследованное имущество, в том числе признанное решением суда, возникает со дня открытия наследства независимо от даты государственной регистрации этих прав."Если остаются сомнения, до продажи через ЛК ФНС запросите пояснения конкретно по вашей ситуации.
21
12
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости