Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

РИСФ-2013: строительный комплекс остается локомотивом экономики Российской Федерации

Наталья Крол22 марта 2013 10 394
2022-10-28T10:34:05.596591+00:00
Последняя декада февраля для строительной отрасли прошла под знаком РИСФ-2013. Это II Российский инвестиционно-строительный форум, который по задумке организатора — Министерства регионального развития РФ — со временем должен перерасти в мероприятие, подобное каннскому MIPIM.
Последняя декада февраля для строительной отрасли прошла под знаком РИСФ-2013. Это II Российский инвестиционно-строительный форум, который по задумке организатора — Министерства регионального развития РФ — со временем должен перерасти в мероприятие, подобное каннскому MIPIM. 
 
В этом году форум сменил площадку, переехав из выставочного зала «Крокус Экспо» в Гостиный Двор. По подсчетам организаторов, в результате форум посетили 9 тыс. человек. Мероприятие не обошли вниманием и СМИ, которых было зарегистрировано около 50.
 
С надеждой на инвестиции и развитие
 
Приветственное слово на церемонии открытия произнес министр регионального развития Игорь Слюняев. Он отметил особую важность РИСФ, выразил уверенность в том, что значение форума будет возрастать, так как специфика мероприятия связана с отраслью, которая во многом является локомотивом экономики страны. Уже сегодня порядка 8% ВВП формирует именно строительный комплекс. В ходе церемонии к участникам обратились руководитель стройкомплекса Москвы, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, а также первый заместитель председателя Комитета Государственной думы Федерального собрания РФ по жилищной политике и ЖКХ, президент НП «НАМИКС» Елена Николаева. По мнению Е. Николаевой, РИСФ ценен возможностью диалога. Именно в дискуссиях вырабатываются правила игры на строительном рынке, а решение вопросов доступного жилья переходит из разряда теории в разряд нахождения оптимальных путей реализации национального проекта. Она выразила надежду, что форум привлечет дополнительные инвестиции в экономику страны.
 
Игорь Слюняев посетил экспозиции региональных инвестиционных проектов, представленные в Гостином Дворе, стенды национальных объединений — строителей, изыскателей, проектировщиков, НАМИКС, субъектов Российской Федерации: Орловской, Ульяновской, Ярославской, Калининградской областей, Республики Татарстан — и других экспонентов.
 
Одним из ключевых мероприятий РИСФ стало пленарное заседание, в ходе которого министр заявил, что задача, поставленная президентом РФ, вводить более 100 млн кв. м в год (из расчета 1 кв. м на человека) вполне посильна. С 2000 г. объемы строительства в стране выросли в два раза.
 
Деловая программа форума была довольно насыщенной. Она включала в себя и обсуждение проблем саморегулирования, и тему развития зеленого строительства, и вопрос разработки новой версии «Дорожной карты» для снятия излишних административных барьеров. Не были забыты и вопросы ценообразования. Позитивный опыт ведения застройки проанализировали на секции, которую провел Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС). Прозрачность процедур в строительном комплексе регионов — эту тему осветил НОСТРОЙ в парт­нерстве с Институтом экономики города и другими экспертами.
 
Организационно РИСФ позволил реализовать участникам те планы, которые вызревали или готовились до начала его работы. Например, было подписано соглашение между региональными руководителями Ульяновской области, мэром Ульяновска и компанией «Трансстройинвест» о комплексном развитии Заволжского района города Ульяновска, где будет построено 200 тыс. кв. м жилья экономкласса с социальной инфраструктурой. Бюджет проекта оценивается в 6 млрд руб., и его освоение рассчитано до 2017 г.
 
Фонд РЖС подписал с урбанистами испанской компании Fundacion Metropoli соглашение о сотрудничестве. Оно предполагает информационно-консультационные услуги, которые зарубежные специалисты будут оказывать при развитии территорий в субъектах РФ, в частности при реализации проектов комплексной застройки на земельных участках Фонда РЖС.
 
«Дорожная карта» с разных сторон
 
Пожалуй, одной из наиболее острых стала открытая дискуссия «Дорожная карта инвестора в строительном комплексе РФ». Модератор обсуждения Леонид Казинец, председатель совета директоров корпорации «Баркли», объяснил, что готовится новая версия «Дорожной карты». Всего таких документов планируется выработать четыре, и, по всей видимости, они будут узкоспециализированными, то есть рассчитанными на разные рынки — жилую отрасль, промышленное освоение территорий и пр. Леонид Казинец считает: первый документ получился слишком компромиссным, следующие должны быть более конкретными; главное же — в документе следует четко сформулировать условия подготовки площадки для потенциальных инвесторов. Приходя в тот или иной регион, они должны понимать, какие участки и с какими функциями могут брать для развития, какой инфраструктурой оснащены данные территории. Он подчеркнул, что выступает за рост конкуренции в строительстве. Только так — при равном доступе к земельным ресурсам — можно добиться соревновательности в отрасли. И только тогда возникнут условия для снижения стоимости готового квадратного метра.
 
Елена Николаева напомнила, что еще пять лет назад малоэтажное домостроение не существовало как отдельное направление в строительстве. Сейчас разрабатывается закон о государственно-частном партнерстве. И она считает, что это даст новый старт развитию малоэтажки и позволит решать вопросы социального обеспечения малоэтажных районов школами, больницами и детскими садами. Пока эта проблема не решена системно, нельзя сделать рывок вперед. Замечание по поводу инженерных объектов высказал Л. Казинец. По его наблюдениям, иностранные инвесторы с интересом относятся к созданию инфраструктуры, например водонапорных башен и пр. Их расчеты показывают: такие объекты способны приносить стабильную прибыль, пусть и не басно­словную. Данная ситуация выявляет разницу в менталитете российских и зарубежных игроков: при гарантированной стабильности первые чаще всего готовы к невысокой доходности, вторые, к сожалению, нет.
 
Свой взгляд на проблему высказал заместитель руководителя Комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум. По его мнению, никаких барьеров в строительстве не предусматривает ни Градостроительный кодекс РФ, ни другие основополагающие документы отрасли. Однако проблема необеспеченности территорий инженерией, дорогами и прочим не решается годами. И причина — в отсутствии механизмов стимулирования местной власти, которая располагает участками, но при тотальном безденежье вынуждена ждать, когда средства на сады, школы и больницы выделит регион. Когда-то существовал такой вид взаимодействия города и инвестора, как инвестиционный договор. Это был один из вариантов государственно-частного партнерства, по которому в распоряжение компании передавали участок, а та строила для города объекты социальной сферы, покрывая затраты стоимостью коммерческих квадратных метров. По мысли М. Шаккума, надо точно определиться с правилами игры в этой сфере, и, может быть, тогда наступит ясность в теме.
 
Отчасти ответом на этот вопрос была презентация малоэтажного проекта «Крутые ключи» на территории 145 га в Самаре, который при возможном расширении может смело претендовать на звание Новой Самары, а его опыт получит развитие и в других областях РФ — Саратове, Пензе, Калуге. К концу 2012 г. в «Крутых ключах» было сдано 500 тыс. кв. м малоэтажного жилья. Примечательно, что компания возвела детский сад на 350 мест, а его стоимость возместили местные власти. Несомненный плюс, который оценят покупатели «Ключей», — большие рекреационные территории, то есть нормальная плотность застройки. Так, из 145 га на парки, скверы, газоны будет приходиться 18 га.
 
О положительном опыте Фонда РЖС рассказала заместитель руководителя фонда Светлана Кузнецова. Фонд был создан в июле 2008 г., первые аукционы по земле прошли в 2009 г. Сейчас эта федеральная структура реализует 97 проектов в российских городах 36 регионов. В этот процесс вовлечено 140 компаний. Кроме непосредственно строительства фонд занимается развитием индустриальной базы отрасли. Работа поставлена на поток, и у фонда выработан свой стандарт РЖС. Своевременная реализация проектов, отметила С. Кузнецова, является важнейшим фактором успеха, так как ускорение строительства значительно понижает стоимость работ. Благодаря упрощению схем, снятию лишних бюрократических процедур сроки реализации проектов сокращаются с трех лет до года. В данный момент в проектах фонда фигурируют 14,7 млн кв. м жилья экономкласса. Стадию разработки проходят еще 2 млн кв. м.
 
Присутствовавший на дискуссии заместитель руководителя Госстроя РФ Борис Мурашов заявил, что сегодня тарифы на подключение к тепло- и электросетям завышены. И это тоже можно рассматривать как барьер для развития в строительстве. Прозвучало также мнение, что в «Дорожной карте» должны быть отражены вопросы, касающиеся развития арендного жилья. А заместитель генерального директора Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Андрей Семенюк отметил следующее: некоторые аспекты программы «Стимул», разработанной два года назад специально для застройщиков и показавшей свою перспективность, вполне претендуют на то, чтобы стать частью «Дорожной карты», которая горячо обсуждается в кругах профессионалов.
 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#ЖКХ#город#инфраструктура#документы
ЖКХгородинфраструктурадокументы
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru