недвижимостьЦИАН - база объявлений о продаже и аренде недвижимостиhttps://www.cian.ru/help/about/rules-legal/блогиТенденции рынка

Как посчитать налог на имущество (недвижимость) ?

10 616 35 Блог специалиста 37
Начиная с 2016 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться (за налоговый период 2015 год и далее) по новым правилам в соответствии с главой 32 Налогового кодекса РФ.

При исчислении налога исходя из кадастровой стоимости предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на кадастровую стоимость 10 кв.м. в отношении комнат, 20 кв.м. в отношении квартир, 50 кв. м. в отношении жилых домов.
Все существующие льготы по уплате налога на имущество физических лиц сохранены, при этом, данные льготы будут предоставляться в отношении одного объекта недвижимого имущества каждого вида, который должен быть выбран самим налогоплательщиком.

За налоговый период 2015 год предусмотрено применение понижающего коэффициента 0,2 к сумме налога исчисленного к уплате.
Итак, с 2016 года налог на имущество зависит от кадастровой стоимости. А кадастровая стоимость, как многие уже заметили, значительно увеличилась и даже порой превышает реальную рыночную стоимость, особенно для комнат (долей).

Но так ли страшен нынче налог на имущество? Оказывается, для владельцев скромного жилья - нет.
Чтобы узнать, сколько Вам придется заплатить за свою недвижимость, можно воспользоваться формулой:

                                                   кад.стоимость 20 кв.м для квартиры
Налог = (кадастр.стоимость -               или                                           ) х 0,1%  (при кад.ст. не более 7 млн)
                                                    кад.стоимость 10 кв.м для комнаты       0,15% (более 7 , но не более 20 млн)
                                                                                                                      0,2% (более 20 миллионов)


Пример:  квартира 50 кв.м с кадастровой стоимостью 4 млн.
Налог = (4 000 000 - 1 600 000) х 0,1% х 0,2 = 480 руб (налог за 2015 год)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Глава 32 Налогового Кодекса РФ.

Статья 401. Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения признается
расположенное в пределах муниципального образования (города федерального
значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
2. В целях настоящей главы жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
3. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Статья 403. Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения
1. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
...
3. Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.
4. Налоговая база в отношении комнаты определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты.
5. Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.
6. Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.
7. Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3 - 6 настоящей статьи.
8. В случае, если при применении налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3 - 6 настоящей статьи, налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

Статья 408. Порядок исчисления суммы налога
...
7. В отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог исчисляется со дня открытия наследства.
8. Сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с
учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:
Н = (H1 - Н2) х К + Н2,
где Н - сумма налога, подлежащая уплате...
H1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;
Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом
Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-I "О налогах на
имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект
налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в
соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года;
К - коэффициент, равный:
0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в
соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в
соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
0,8 - применительно к четвертому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в
соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.
Начиная с пятого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится в соответствии с настоящей статьей без учета положений настоящего пункта.
Комментарии 35
Татьяна Литвинова11 февраля 2016, 23:19

А вот как посчитать налог на комнату по этой формуле?
Как вычесть 10 метров? И от стоимости чего (квартиры или доли) будет зависеть процент?
Как вы думаете? ;о)
И, кстати, почему для владельца комнаты вычет всего 10 метров, если расчет идет от общей площади коммунальной квартиры?

Ответить
Петербургская недвижимость13 февраля 2016, 0:22

Татьяна, Галина Пушкарева давала ссылку о том, как посчитать налог. Я попыталась освоить и поняла, что ресурс не работает, но алгортм действий проследить можно. ССЫЛКА: https://www.nalog.ru/rn21/service/nalog_calc/

Татьяна Литвинова13 февраля 2016, 19:01

Ресурс работает. И для квартиры всё понятно.
А вот с налогом для комнаты...
Берем для примера комнату (2/5) в той же квартире 50 метров и кадастровой стоимостью 4 млн.
Налог = (1 600 000 - 800 000) х 0,1% х 0,2 = 160 руб,
А при расчете на ресурсе получается 256 рублей.

Аноним17 февраля 2016, 14:23

Откуда взялось число 1600000 и почему умножаем на 0.2 (что такое 0.2)

Татьяна Литвинова18 февраля 2016, 8:14

1,6 млн - кад.стоимость 20 кв.м - вычет для квартиры.
0,2 - понижающий коэффициент к сумме налога исчисленного к уплате за 2015 год.

Петербургская недвижимость24 февраля 2016, 17:29

Татьяна, согласна с подсчетом. Данные ресурса непонятны: может понижающий коэф. они считают не 0,2?

Татьяна Литвинова24 февраля 2016, 18:56

А может, это связано с жилой и общей площадью квартиры? Что-то в голове вертится, но сформулировать не могу.

Петербургская недвижимость26 февраля 2016, 8:59

Согласна, по документу 2/5 доли. кв.... Да, могут брать по общей площади кв. Если-бы была комната, как в Мск., то, наверно, от площади комнаты следует брать. Короче, везде госуд. не прогадает!

Татьяна Литвинова26 февраля 2016, 10:35

То есть, если у нас комната - это доля, то уменьшать, возможно, нужно не на стоимость 10 метров, как для комнаты, а на соответствующую долю от стоимости 20 метров, как для доли квартиры?
Нет, тоже результат не сходится...
Интересно, что налог на 40% (2/5) от площади квартиры составляет 53% от налога на всю квартиру!

Жанна Бычкова17 февраля 2016, 20:25

То есть я,получается,буду за свою квартиру теперь платить в несколько раз МЕНЬШЕ.У меня как раз-таки 50 метров с кадастровой 4.1 млн.В ноябре платила налог 1700 руб.Теперь 500?Класс...

Ответить
Татьяна Литвинова18 февраля 2016, 8:10

Жанна, рано радуетесь. Коэффициент 0,2 применяется только для расчета налога за 2015 год.

Татьяна Литвинова21 февраля 2016, 9:36

0,2 - за 2015
0,4 - за 2016
0,6 - за 2017
0,8 - за 2018
Начиная с 2019 исчисление суммы налога производится без понижающего коэффициента.

ирина9 ноября 2016, 21:56

Рано радуется не только Жанна,есть некоторая приписочка в законе,"если начисленная сумма налога от кадастровый стоимости с учётом погибающих коэффициентов,будет ниже суммы налога,начисленной от инвентаризации оной стоимости,то сумма налога будет начисляться без учёта погибающих коэффициентов.Так что меньше не будет,только больше!!!

ирина9 ноября 2016, 21:59

Читать не погибающих,а понижающих, комп исправляет .

Юрий Акулин18 февраля 2016, 12:12

Татьяна подскажите а с каким коэффициентом будет рассчитываться налог за 2016 г.?

Ответить
Татьяна Литвинова18 февраля 2016, 12:18

Пока не подскажу ;о)

Татьяна Литвинова21 февраля 2016, 0:09

Коэффициент будет 0,4.

Андрей20 февраля 2016, 13:53

Татьяна, а как посчитать, если собственность не единственная? Понятно, что не будет уже вычета 20 метров от кадастровой стоимости, но будет ли применяться понижающий коэффициент 0,2 и какая будет ставка 0,1%, 0,15%, 0,2%?

Ответить
Татьяна Литвинова21 февраля 2016, 0:15

Я не увидела в законе ограничения для применения вычета 20 метров в зависимости от количества квартир в собственности. Понижающий коэффициент зависит от года (за 2015 - 0,2, за 2016 - 0,4).
А вот для пенсионеров льгота теперь распространяется только на один объект каждого вида (квартира, дача, гараж).

Елена Смирнова1 марта 2016, 10:41

Если собственность не единственная, то я думаю, останется существующий принцип: сначала суммируется кадастровая стоимость всех квартир (и долей), вычитается стоимость 20 метров, по полученной сумме подбирается соответствующая ставка, потом применяется коэффициент по году.
Такая методика благополучно существовала, и изменять ее чтоб получить в казну гораздо меньше налогов, никто не будет. Мое мнение. А присланные налоговые уведомления это подтвердят.

Татьяна Литвинова1 марта 2016, 11:33

Елена, Вы считаете, что если в собственности есть и квартира и комната, то вычитаться будет 20+10?
А если две квартиры - то только 20 (один раз)?
Из чего Вы сделали такой вывод? ...ну, кроме того, что в казну хотят больше...
И разве была такая методика для налога на имущество?

Елена Смирнова1 марта 2016, 12:30

Да, такая методика была. Знаю, потому что у меня не одна квартира в собственности, и налоговые уведомления, прежде чем оплачивать, досконально изучаю.
Вывод про вычет квартиры и комнаты: ОДИН вычет на каждый объект.
Из вашей статьи : "Все существующие льготы по уплате налога на имущество физических лиц сохранены, при этом, данные льготы будут предоставляться в отношении одного объекта недвижимого имущества каждого вида, который должен быть выбран самим налогоплательщиком".
Я, например, уже написала заявление в налоговой, на какой именно объект мне сделать вычет.
Мало того, в общий котел налогообложения попадают и дома, дачи, земельные участки.

Татьяна Литвинова1 марта 2016, 13:59

Статья 403.
1. Налоговая база определяется в отношении КАЖДОГО объекта налогообложения как его кадастровая стоимость ... с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Татьяна Литвинова1 марта 2016, 18:42

3. Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади ЭТОЙ квартиры.

Виктория24 февраля 2016, 20:31

Татьяна, объясните как облагается налогом объект незавершенного строительства: я купила квартиру по ДДУ в 2014 году, в 2015 году должна была заселиться, но дом до сих пор еще не достроен. Должна ли я платить налог за этот незавершенный объект недвижимости? Если получу свидетельство о праве собственности в 2016 году вместо 2015 года по вине застройщика, то возможно ли это как-то учесть при последующей продаже квартиры через 3 года? Если, получив свидетельство о праве собственности на квартиру в 2016 году, я подарю ее маме, то маме можно будет продать эту квартиру через 3 года без уплаты налога?

Ответить
Татьяна Литвинова25 февраля 2016, 18:33

У Вас пока не Объект незавершенного строительства, а право требования по Договору долевого участия.
Собственность будет считаться с того момента, когда Вы ее оформите, вне зависимости от причин. Если это 2016 год, то продать по любой стоимости без налога Вы сможете через 5 лет. Если Вы подарите маме, то она сможет продать без налога через 3 года после дарения. Но если продажа будет раньше этого срока, Ваша мама должна будет заплатить налог со всей суммы продажи (или 0,7 от кадастровой стоимости, если эта сумма окажется больше цены продажи).

Василий27 февраля 2016, 12:10

Татьяна, спасибо за полезную статью.
Но у меня есть вопросы по поводу расчета кадастровой стоимости частного дома в участке под ИЖС в чертах города Московской Области.

И так, не понятно от чего зависеть кадастровая стоимость частного дома.

- от материала стен и несущей конструкции и отделки (кирпич, деревянный каркас, монолитный каркас с бетонными перекрытиями, деревянный каркас с кирпичной обличовкой, окна деревянные или пластиковые съ стеклопакетами, пол дощатый или кафельный) ? ведь это чуть ли не единственный фактор определяющий стоимость строительства - остальной - стоимость труда строителей - а любая добавленая к этому стоимость из за места расположения участка уже отражается в кадастровой стоимости земли и в налогe на землю.

- как расчитается кадастровая стоимость хозблоков и гаражей, на которых налог жгучий (0.5% сегодня и до 2.5% через 5 лет) ?

Ответить
Татьяна Литвинова27 февраля 2016, 14:26

Спасибо, Василий! Но на Ваши вопросы я ответить не могу.
Из каких соображений устанавливали кадастровую стоимость - это надо спрашивать у тех, кто это делал. Сама порой в шоке от этих цифр...
Что касается нежилых построек на участке ИЖС - тоже, к сожалению, не подскажу - не разбиралась, поскольку занимаюсь исключительно городской жилой недвижимостью.

Александр6 октября 2016, 19:31

Подскажите в каких случаях не применяется понижающий коэффициент при расчёте налога на недвижимость?
У меня ситуация такая, разница между ((К1-К2)*С-К3)) где К1- кадастровая ст., К2-вычет не облагаемых метров, С-коэф. (0,15), К3-налог за 2014г., получилась отрицательной. В налоговой сказали, что в таких случаях понижающий коэфф. 0,2 не применяется. Правильно ли это?

Ответить
Вячеслав29 октября 2016, 11:27

Да. Тоже это очень интересно. Подскажите.

Татьяна Литвинова29 октября 2016, 20:05

По вопросам налогообложения Вам лучше обратиться в налоговые органы.

Галина25 октября 2016, 16:21

Здравствуйте. Подскажите, понижающий коэффициент применяется к расчету налога на земельный участок? Или только на квартиру/комнату?

Ответить
Татьяна 7 ноября 2016, 10:16

За 2014г. налог на недвижимость (1/2 квартиры )-300 руб., в 2015г. приобрела 3-х комнатную квартиру, налог за 2015 - почти 11 тыс. руб. Пенсионерка с августа 2016 .Есть ли какая-то возможность снизить налог за 2015 и 2016г.,пока не вступит в силу пенсионная льгота.

Елена11 ноября 2016, 12:40

Добрый день! Подскажите, может ли регистрационная палата отказать в регистрации недвижимости будущему владельцу (покупателю), если у предыдущего владельца (продавца), есть задолженность по налогу на имущество?

Ответить
Татьяна Литвинова7 февраля 2017, 7:39

Нет, налог на имущество - это долг конкретного человека, а не квартиры.

Читайте по теме