В октябре клиенты Сбербанка начали жаловаться, что банк перестал принимать пролонгированные полисы страхования жизни и здоровья, выданные аккредитованными страховщиками, пишет «Коммерсантъ». Заемщикам приходится платить неустойку за отсутствие договоров страхования.
На сайте «Банки.ру» в октябре появились сообщения клиентов, что Сбербанк не принимает страховки от «Тинькофф страхования», «АльфаСтрахования» и «Ренессанс страхования». Заемщики утверждают, что ни банк, ни страховая компания не предупредили об изменениях. У клиентов других банков таких трудностей не наблюдается.
В Сбербанке заявили, что полисы не соответствуют новым требованиям Центробанка. В октябре регулятор изменил требования к страхованию жизни и здоровья при оформлении займов. Страховщикам порекомендовали привести полисы в соответствие с требованиями Центробанка, но не все компании успели вовремя это сделать.
В «АльфаСтраховании» пообещали, что непринятые формы страховых полисов автоматически обновят в ближайшие дни.
Юристы утверждают, что действия Сбербанка законны. Партнер Pen & Paper Сергей Учитель пояснил, что страхование является обязанностью заемщика, в таких случаях ответственность несет клиент. Заемщикам необходимо проявлять осмотрительность при выборе страховщика и оформлении документов.
Правозащитники не согласны с этой позицией. По словам руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгении Лазаревой, если банк предварительно не уведомил потребителя, не указал в договоре или не разместил на сайте положения о том, что продлеваемые полисы не принимаются, он не может начислять заемщикам штрафы и пени. Лазарева уточнила, что такие ситуации относятся к имущественным спорам. Клиенту следует обратиться к сотруднику по претензионной работе банка. Если штраф не будет отозван, можно обратиться в службу финансового уполномоченного и сообщить о ситуации в интернет-приемную Центробанка.