Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
НовостройкиГород

Правила озеленения городов: нормы и реальность

14 августа 2017 48 088
2017-08-24T10:45:56.520000+00:00
Правила озеленения городов: нормы и реальность
Бразильская Куритиба считается самым зеленым мегаполисом мира. Ее опыт неплохо было бы перенять и Москве, пока столица России не задохнулась в автомобильном смоге, страдая от дефицита кислорода…

Бразильская Куритиба считается самым зеленым мегаполисом мира. Его первый мэр – архитектор – уже в 70-х годах прошлого века начал развивать сеть общественного, экологичного транспорта. Сегодня здесь так отстроена система массовой перевозки людей на комфортабельных поездах и электромобилях, что у горожан отпала потребность заводить личные авто. В любой район города можно быстро, без пробок, добраться за считанные минуты. Сетью общественного транспорта в Куритибе пользуется 80% населения: абсолютный мировой рекорд среди городов с населением свыше одного миллиона человек. В итоге километры парковок, которые мог бы занять личный автотранспорт, были отданы под парки и клумбы.


 

В этом городе нет вредных производств, экологично утилизируется мусор… Тут даже газоны «стригут» овцы, а не бензиновые газонокосилки! Уникальный опыт Куритибы, а также грамотно и обильно озелененных Ванкувера, Портленда, Рейкьявика неплохо было бы перенять и Москве, пока столица России не задохнулась в автомобильном смоге, страдая от дефицита кислорода…

Что дают зеленые насаждения? 

В зависимости от предназначения населенного пункта, экологи разрабатывают нормы и стандарты его озеленения. Если главная задача города – промышленное производство или добыча полезных ископаемых, его экологическая ситуация априори будет не идеальна, и зеленые насаждения смогут лишь отчасти компенсировать уровень загрязнений. Если же город имеет статус курорта, вредные производства в нем исключены, а посадки кустов и деревьев должны составлять не менее 60% общей площади.

Ландшафтные архитекторы рекомендуют в больших городах в обязательном порядке озеленять территории вокруг детских садов, школ, больниц и спортивных центров. Зеленые насаждения должны присутствовать как в спальных, так и в административных районах мегаполисов. При этом в каждом большом городе необходимо создавать большие рекреационные зоны (парки, сады, скверы), где жители могут отдохнуть, подышать свежим воздухом, покататься на велосипедах или совершить пешие прогулки.

Зеленые посадки очищают воздушный бассейн города от вредных примесей, задерживают пыль, сдерживают ветра, поглощают шум и обогащают воздух кислородом.

Не менее 7 кв. м на человека должно приходиться площади зеленых насаждений возле дома, а с учетом лесных массивов, примыкающих к городу, и внутренних парков эта норма варьируется в пределах 70-100 кв. м.

Причем чем выше этажностью застройка района и чем плотнее расположены друг к другу жилые дома, тем больше должно быть «зелени» вокруг. Газоны и клумбы хороши эстетически и не менее эффективны, чем дающие кислород и  очищающие воздух «крупномеры».

Принятый некогда СНиП II-60-75* площади зеленых насаждений ограниченного пользования и специального назначения не нормирует, а также не включает в насаждения общего пользования микрорайонные зеленые высадки.

 Площади зеленых насаждений общего пользования

Если в городе с многомиллионным населением, активной промышленной жизнью и плотным движением автотранспорта парки, сады и скверы занимают менее 20% территории, то у жителей начинаются проблемы со здоровьем, являющиеся следствием кислородного голодания и отправления вредными выбросами в атмосферу. Если город сильно загрязнен деятельностью производств и выхлопами общественного и частного транспорта – зеленые зоны должны составлять не менее 60% от всей территории мегаполиса. Если сильные ветра редкость для данной местности, то загрязненные воздушные массы застаиваются в жилых кварталах, негативно влияя и на здоровье населения, и на состояние зеленых насаждений.

Как поддержать зеленый фронт на уровне постоянно высокого функционала? Для компенсации «зеленых» потерь на территории больших городов должны функционировать питомники, выращивающие древесные и кустарниковые растения, а также цветочно-оранжерейные хозяйства, регулярно предоставляющие посадочный материал к каждому весеннему сезону.


 

Для Москвы – урезанные нормы

В «Указаниях по проектированию жилых районов и микрорайонов г. Москвы» за основную структурную единицу селитебной территории принимается жилой район с численностью населения от 50 до 100 тысяч человек. С учетом масштабов мегаполиса, минимальной нормой озеленения придомовой территории считается 5 кв. м «зелени» на человека, а общая норма «зелени» по городу – 50 кв. м на одного жителя. Допустимо, если жители добираются до крупного парка или леса на общественном транспорте за 20 минут. Если же большая зеленая зона находится в шаговой доступности от дома, район считается экологически благоприятным. При этом парк или сквер должен быть удален от вредных промышленных предприятий и крупных автомагистралей, иначе его эффективность окажется незначительной. 

В крупных городах-«миллионниках» России, по нормам, обустраиваются:

– лесопарки (лесные территории с прогулочными дорожками и специальными местами для отдыха);

– дендропарки и арборетумы, отведенные под культивацию определенных видов растений, оптимально приспособленных к местному климату;

– гидропарки – с наличием разного вида водоемов;

– ботанические сады – с экзотическими и редкими растениями; 

– спортивные парки – с беговыми и велодорожками, спортивными объектами;

– тематические и развлекательные парки, территории которых также подразумевают озеленение;

– заповедники, национальные и ландшафтные парки.

Но строгий контроль за соблюдением этих правил сегодня, к сожалению, утерян. Не редкостью стала вырубка парков и лесов под строительства новых микрорайонов, без попытки компенсировать ущерб экологии посредством новых лесопосадок. 

Больше вырубают, чем сажают

На практике бумажные нормы сильно отстают от наших реалий. За последние годы «зеленая» территория Москвы сильно сократилась за счет строительства и реконструкции автомагистралей, расширения городских поселений Новой Москвы и Подмосковья, активной застройки многоэтажными жилыми кварталами бывших сельскохозяйственных земель и сельских поселений.

Москва имеет статус не только делового центра, но и крупнейшего промышленного кластера страны. При этом столица России сильно отстает по озелененности от аналогичных по масштабу мировых мегаполисов. Большим минусом нашего города является присутствие действующих промзон в его черте.

На 1000 кв. км столицы расположены сотни вредных производств, занимающихся металлообработкой, машино- и станкостроением, лёгкой, пищевой, а также нефтеперерабатывающей и химической промышленностью. Несколько мусоросжигательных заводов, ядерные реакторы, лаборатории, экспериментирующие с опасными веществами, и огромный круглосуточный транспортный поток дополняют эту безрадостную картину. И потому дополнительное сокращение зеленых насаждений может ощутимо снизить качество жизни москвичей.

В 2015 году природоохранная организация «Гринпис» провела анализ изменения площадей, занятых деревьями и кустарниками, в сравнении с их территориями 2000 года. Для анализа использовались космические снимки Landsat за 2000-2015 годы. С помощью географических информационных систем (ГИС) эксперты выяснили, что, несмотря на новые регулярные «зеленые» посадки, в большинстве административных округов столицы количество лесных и парковых угодий сократилось на 25-45%.

С 2000 года мегаполис лишился 636 гектаров древесной растительности. В 63 районах столицы из 125 на каждого жителя суммарно приходится меньше 23 кв. м «зелени». Общая площадь скверов, бульваров, лесопарков в большинстве округов вдвое меньше нормативной. Некоторые парки «реконструируются» с ведома властей, теряя при этом большой процент «зеленой» площади; часть растительных насаждений ежегодно «съедают» новые автотрассы и развязки, и даже газонные площади регулярно «запечатываются» асфальтом под парковочные места, теряя исходный метраж. Часть лесных земель почему-то исключается из особо охраняемых природных территорий под градостроительное освоение в связи с «утратой природных ценных свойств» вместо того, чтобы подвергнуться реабилитации. Так нарушается экосистема мегаполиса, разрушается биобаланс – сетуют эксперты «Гринпис». Ситуацию ухудшают химическое, физическое и биогенное загрязнения атмосферы, поверхностных и грунтовых вод и почвы транспортными, промышленными и бытовыми отходами, связанное с «несовершенством режима ведения городского хозяйства», который, в числе прочего, подразумевает ущербные технологии снегоуборки и борьбы с оледенением в зимний период. Также каждую зиму на наших глазах происходит «нарушение норм применения хлоридов и складирование загрязненного хлоридами снега в местах произрастания деревьев и кустарников».

К тому же городские службы зачастую демонстрируют нерациональный подход, высаживая в черте столицы растения, не предназначенные для имеющихся почв, ландшафта и климата, либо производят посадки растений в неподходящие календарные сроки (вспомним погибшие липы на Тверской улице, посаженные поздней холодной осенью 2016 года, и засохшие можжевельники в гранитных кадках).

Местный и зарубежный опыт могут пригодиться в РФ

О высокой необходимости озеленять города упоминали в своих трактатах еще древние архитекторы, ученые и философы. Без «зеленых легких» жители поселений будут жить недолго, с низким уровнем комфорта и неизбежными проблемами со здоровьем.

В Египте и Месопотамии, например, благоустроители отводили зеленым насаждениям не менее трети городской земли, сгоняя на регулярные работы по озеленению не только рабов, но всех свободных граждан. В Индии и Китае традиционно озеленяли все территории вокруг домов и храмов. Платон, Аристотель, Гермоген, Гипподам, Иктин, Гиппократ, Калликрат, Витрувий в письменных трудах подробно разрабатывали схемы организации городских ландшафтов. Причем все древние мыслители признавали следующий факт: чем больше размер мегаполиса, тем хуже качество жизни, тем больше стоит заботиться об экологии, лесных и парковых угодьях.

В начале XIX века ученый-социалист из Англии Р. Оуэн выдвинул идею создания коллективных поселений с численностью не более 2000 жителей. Каждый жилой дом в таком городе должен быть окружен зеленой зоной, а по окраинам нужно было расположить сельскохозяйственные посадки. Идеальным же количеством жителей Оуэн считал 300 человек.

Французский урбанист Ш. Фурье представлял правильное городское поселение в виде трехуровневой системы, разграничивающий центр, периферию и предместья по функционалу. И в каждом поясе обязательно должны создаваться «зеленые» посадки – декоративные, фруктовые деревья, ягодные кустарники и сельскохозяйственные посевы. Английский философ-утопист Э. Говард первым выдвинул идею создания города-сада, где здания и зеленые кварталы чередуются в виде концентрических кругов, а промышленные предприятия и свалки выведены далеко за черту поселения.

В 1905 году французский градостроитель Е. Энар предложил две самые жизнестойкие системы зеленых насаждений для городов: «зеленых колец» и «зеленых пятен», с равномерным распределением парковых и лесных насаждений.

В России, в 20-х годах прошлого столетия, развивая идеи испанских урбанистов, архитекторы Н. А. Ладовский и В. А. Лавров и продумали уникальный проект города с линейной структурой, главный массив которого состоял из зеленых островов, отделяющих промышленную зону от жилой застройки.

Одновременно многие архитекторы мира увидели необходимость в отграничении автомагистралей от жилых домов плотными «зелеными» шторами, задерживающими выхлопные газы.

В СССР доктор архитектуры А. П. Вергунов разработал систему озеленения советских городов, включающую три группы насаждений: общего пользования, ограниченного пользования и специального назначения (например, для защиты от ветров или вредных выбросов, улучшения микроклиматических условий).

«Для равномерной обеспеченности города зелеными насаждениями важно учитывать особенности ландшафта, высотность застройки и плотность населения, а также специальное предназначение каждого городского района, – утверждал Вергунов. – Следует просчитать расстояния от жилья до различных зеленых зон (общегородской парк культуры и отдыха жители посещают, скорее всего, время от времени, а вот ближним сквером, садом, бульваром пользуются ежедневно). Даже недолгое пребывание в зеленой зоне успокаивает нервную систему, очищает легкие. Хорошо, если рабочие могут отдохнуть в обеденный перерыв в саду, находящимся на территории завода, а вечером – прогуляться пешком до дома по зеленым аллеям.

Главной функцией зелени является оздоровление городской среды. Во вторую очередь зеленые насаждения выполняют роль украшения городского ландшафта».

Необходимость озеленения каждой пяди городской земли давно осознали и современные жители Европы, США, Японии, Австралии и Канады. Наряду с традиционными наземными парками и аллеями, сегодня во всем мире активно применяется вертикальное озеленение фасадов жилых домов, покрываются мхом, кустарниками и огородами эксплуатируемые кровли высотных и малоэтажных зданий, устраиваются плавучие сады на баржах и передвижных понтонах, озеленяются участки вдоль железных дорог и автотрасс – как городскими службами, так и энтузиастами из числа местных жителей.

Планы есть. Ждем реализации…

Генеральный план реконструкции Москвы также предусматривает дальнейшее развитие системы озеленения. Ландшафтные архитекторы предлагают городским властям создать два зеленых кластера. Первый из них будет проложен через юго-западный район города, включая парк МГУ, зеленый диаметр Ленинских и Воробьевых гор, ЦПКиО им. М. Горького, новые парки и сады по берегам Москвы-реки и р. Яузы, а также большие массивы Сокольников и национального парка «Лосиный остров». Второй «зеленый фронт» начнется от Серебряного бора, охватит часть поймы Москвы-реки в Строгино, Крылатском и Фили-Кунцево плюс Краснопресненский парк, территорию Южного порта и Коломенского, финишируя в парке Ленино-дачное. 

Проект также предусматривает создание широких зеленых полос по радиальным направлениям на основе объединения Сокольнического, Измайловского, Кусковского, Кузьминского, Царицынского, Лосиноостровского и Битцевского лесопарков с присоединением уже существующих скверов, бульваров, садов, а также – с осуществлением дополнительных зеленых посадок.

С 2014 по 2016 год, в рамках программы «Моя улица», под патронажем мэрии Москвы были высажены 8000 деревьев и 150000 кустарников, как в пределах бульварного кольца, так и вдоль набережных, в спальных районах и в бывших промзонах. Высаживались уже взрослые растения, способные адаптироваться в сложным условиям городской среды и эффективно снизить загрязнение атмосферы. Из деревьев популярностью у «ландшафтников» пользовались липы, каштаны, клены и вязы, а также лиственница, ирга, рябина, черемуха, ясень. Было посажено много сортовой сирени и кизила. В 2017 год станут зеленее Тверская улица, Садовое кольцо, продолжится озеленение территории набережных.

В случае уничтожения каких-то имеющихся зеленых зон в ходе нового строительства девелоперы обязаны провести компенсационные мероприятия, высадив вокруг новостроек равноценные по значимости деревья и кустарники взамен утерянных. Через несколько лет саженцы вырастут, и начнут активно очищать воздух от автомобильных загрязнений.

Однако наряду с «зелеными» планами в прессе появляются тревожные сообщения о том, что на территории московских парков Коломенское, Кусково, Царицыно появятся новые авторазвязки, пересадочные транспортные узлы и станции метро, что неизбежно сократит территорию зеленых зон, а в Новой Москве планируются к уничтожению в пользу коттеджных поселков и автотрасс десятки гектаров вековых лесных массивов.

Будем надеяться, что градостроителям все же удастся удержать хрупкий баланс между урбанистическими требованиями наших дней и безмолвной живой природой.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#дом#новостройка
городдомновостройка
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru