недвижимостьЦИАН - база объявлений о продаже и аренде недвижимостиhttps://www.cian.ru/help/about/rules-legal/блогиТенденции рынка

Дом у газовой магистрали: снести нельзя оставить

2 194 16 Блог специалиста 65
Дом у газовой магистрали: снести нельзя оставить

Рассмотрим риски приобретения застроенного или незастроенного земельного участка, находящегося вблизи магистрального газопровода.

Риски и последствия

Можно выделить два вида рисков соседства с магистральным газопроводом: эксплуатационные, - связанные с возможностью взрыва и пожара на трубопроводе, и - нарушения охранных зон. Последние, в свою очередь, следует разделить на собственно охранные зоны (ОЗ), которые призваны защитить трубопровод от несанкционированного воздействия при земляных, строительных и иных работах, и зоны минимальных расстояний (ЗМР), устанавливаемые для защиты жизни и здоровья людей, а также сохранности строений при авариях на газопроводах.

Опасными производственными факторами трубопроводов являются: разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта, возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара, взрыв газовоздушной смеси, обрушение и повреждение зданий или сооружений, пониженная концентрация кислорода, дым, токсичность газов и продуктов их горения.

Авариии и катастрофы на магистральных газопроводах случаются регулярно, по несколько случаев ежегодно (2014 - 6, 2015 - 7, 2016 - 7, 2017 - 4 , 2018 - 8, /1/). Тем не менее, среди покупателей загородной недвижимости можно встретить таких, которые и при известной близости трубы рядом с участком считают эксплуатационные риски чьими-то страшилками. Про таких людей, перефразируя мысль известного писателя, можно сказать, что у них стремление к знанию и личной безопасности не превышает естественных дефектов психики. При этом верным будет лишь то, что угроза жизни и здоровью от соседства магистрального трубопровода - на три порядка меньше (по количеству случаев), чем риски нарушения ОЗ и/или ЗМР газопровода, сопряженные с возможным последующим сносом незаконного строения.

Охранная зона для всех магистральных газопроводов равняется 25 м от оси трубы в каждую сторону. ЗМР же в зависимости от диаметра трубы магистрального газопровода и давления газа в нем (не считая зоны вечной мерзлоты) для всех типов прокладки составляет от 100 м до 350 м от оси трубы в каждую сторону.

Как аксиому следует принять, что всякое жилищное строительство в ОЗ газопровода (любого) запрещено. Относительно ЗМР мнения разделились. Честно говоря, не интересно вникать в аргументы тех заинтересованных лиц со стороны собственников участков в ЗМР, которые считают, что в ЗМР можно что-то строить, поскольку: это "новый термин", "неопределенное понятие", "не установлены правила принятия ЗМР" и т.п. Поражающие факторы взрыва и пожара не возможно отменить поисками огрехов в законодательном регулировании. Пока оставим вопрос "справедливости наказания" для собственников земельных участков в ЗМР в виде сноса всех строений, находящихся в них, а также возможностей избежать его. По нашему мнению, никакой вариативности подходов к ЗМР быть не может на протяжении уже примерно 40 лет. В ЗМР ничего строить нельзя, хотя и не запрещается иметь участки в собственности или на другом праве. В скучной Врезке (можно пропустить) показано, с каких позиций активизировавшиеся в последние годы региональные дочки ПАО "Газпром" выигрывали судебные процессы о сносе домов и других строений в ЗМР магистральных газопроводов.

Врезка.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов определяются нормами Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которые направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 № 116-ФЗ, опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к упомянутому закону.

Согласно пункту «в» Приложения № 1 № 116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся помимо прочих, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества – жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно п. 1 ст. 3 № 116-ФЗ, требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения, содержащиеся в упомянутом законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

В целях обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, безопасности людей и имущества от поражающих факторов при возникновении аварий на магистральных трубопроводах, при проектировании и строительстве магистральных газопроводов законодателем установлены минимальные безопасные расстояния от оси газопроводов до зданий, строений, сооружений в соответствии с таблицей 4 п. 7.15 Свода правил СП 36.13330.2012 СНиП 2.05.06-85* «Магистральные газопроводы», таблицей 4 п. 3.16 СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы».

В соответствии со ст. 28ФЗ «О газоснабжении в РФ» (№ 69-ФЗ от 31.03.1999) наземельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.

Частью 4 ст. 32 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", являющейся императивной нормой, установлено, что здания, строения, сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушение. (Примечание. До 1 января 2022 г. положения части 4 ст. 32 применяются с учетом положений, предусмотренных частями 38 - 43 статьи 26 N 342-ФЗ от 3 августа 2018 г., см. ниже Врезки).

В силу ст. 90 ЗК РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Статьей 42 ЗК РФ в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляется соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, а также непрепятствие организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Конституционный суд РФ в определении от 06.10.2015 № 2318-О указал, что подобное регулирование правового режима ( с учетом п.6 ст. 90 ЗК РФ, ч.6 ст. 28 и ч.4 ст.32 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации") земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением, и что установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при её эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение безопасности.

В силу ст. 11 № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 года № 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, которые включают в себя условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законам и иных нормативных правовых актах, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Притормозили

По имеющимся оценкам, в ЗМР газопроводов и других магистральных трубопроводов (нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) попадают около 1,5 млн строений /2/. Представляется, что эта цифра в 3-5 раз завышена, не подтверждается практикой (иначе примерно 3-4 застроенных участка из 100 "должны" находиться в ЗМР плюс незастроенные, чего нет даже в густонаселенных местностях), но тем не менее речь идет о сотнях тысяч собственников. Например, поиск в информационной системе судебных актов по ключевым словам " зоны минимальных расстояний" выдает более 30 тысяч соответствующих дел во всех регионах РФ. По большинству исков газотранстпортных организаций принимаются решения о сносе строений в ОЗ и ЗМР /3/.

Однако с июня 2019 г. не удается найти ни одного решения о сносе домов в ЗМР. По данным СМИ, часть исков была отозвана, по другим делам транспортирующие организации перестали являться в суд.

С момента поручения президента Путина, данного им в два с половиной года назад на Прямой линии - "отстать от собственников" ( не переваливать всю вину на застройщиков) - хорошего решения не найдено, не смотря на множественные обсуждения проблемы в Правительстве, Госдуме, Совете Федерации, Общественной палате. Ничего удивительного. Если застройщики не виноваты, то ущерб им от сноса зданий и невозможности использовать участки по назначению должны компенсировать солидарно местные, региональные и федеральный бюджет, а также газотранспортные организации как не обеспечившие контроль за эксплуатацией опасных объектов трубопроводного транспорта. Средняя сумма компенсаций собственникам при сносе строений и изъятии участков составляет сегодня 2-3 млн. руб. Если отталкиваться от 1,5 млн. объектов в ЗМР, то на компенсации потребуется 3-4,5 триллиона рублей. Неподъемные суммы. Так, материальный ущерб от аварий на магистральных газопроводах составил в 2017 г. 79 млн. руб., в 2018 г. - 79,6 млн. руб. /1/, а чистая прибыль Газпрома в 2018 г. - 1,43 трл руб.

Недавно внесенный в ЕГРН без решений органов исполнительной власти , т.е. с нарушенем закона, границы ЗМР магистральных газопроводов сегодня преимущественно исключены из ЕГРН. Но отражены ОЗ большой части таких трубопроводов. У органов исполнительной власти появился мощный "аргумент" в противодействии газовому монополисту (муниципалитеты и пр. обычно не поддерживают иски дочек Газпрома о сносе домов). Как известно, к 1 января 2022 г. все зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), к которым относятся и ЗМР, должны быть внесены в ЕГРН. А кто не успел, тот опоздал. Исполнительной власти осталось "продержаться" не так много, чтобы ЗМР теоретически никогда не были внесены в ЕГРН. Ведь "работа занимает все отведенное на нее время" (С). Например, Проект постановления Правительства "Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов", разработанный еще в 2017 г., посвященный в том числе порядку установления и внесения в ЕГРН ЗМР, не утвержден до сих пор.

Что дает собственникам отсутствие ЗМР в ЕГРН?

С 4 августа 2018 г. нельзя сносить здания, строения, соружения, объекты незавершенного строительства (далее обобщенно - "строения") до внесения в ЕГРН границ ЗМР (подробнее см. ч.38 ст. 26 № 342-ФЗ от 03.08.2018).

Строения в ЗМР, границы которых внесены в ЕГРН, подлежат сносу (ч. 39 ст. 26 № 342 -ФЗ от 03.08.2018), за исключением следующих случаев: 1) строения были созданы при наличии согласования с уполномоченной газотранспортной организацией, кроме случаев, если указанное согласование выдано с нарушением требований законодательства, действовавшего на момент его выдачи; 2) строения возведены, созданы до дня ввода в эксплуатацию магистрального газопровода, и получено согласование уполномоченной газотранспортной организации, за исключением случаев, если указанное согласование выдано с нарушением требований законодательства, действовавших на дату его выдачи; 3) к строениям в ЗМР или к указанным трубопроводам реализованы технические и (или) технологические решения, в результате которых отсутствует угроза жизни и здоровью граждан и (или) безопасной эксплуатации магистральных трубопроводов; 4) применительно к трубопроводам, в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г., разработаны обоснования безопасности с реализацией технических и (или) технологических решений, в результате которых обеспечиваются достижение допустимого риска нахождения зданий и сооружений в ЗМР и безопасная эксплуатация самих трубопроводов.

С уверенностью можно предположить, что случаи-исключения сноса индивидуальных жилых и подобных домов в ЗМР, указанные в предыдущем абзаце, на существующих газопроводах будут встречаться на практике крайне редко. Например, о каких "согласованиях" (п.п.1),2)) с собственниками домов могла идти речь, если место расположения трубопровода десятилетиями зачастую было неизвестно даже органам муниципальной власти?

Компенсации за снос домов

В сответствии с ч. 40 ст. 26 342-ФЗ от 03.08.2018 г. снос строений в ЗМР, отраженным в ЕГРН (за исключением строений, в отношении которых принято решение о сносе/приведении в соответствие самовольной постройки), осуществляются на основании соглашений собственников этих трубопроводов, органов государственной власти или местного самоуправления с собственниками строений, а при отсутствии согласия собственников строений - исключительно на основании решения суда. Указанные соглашения заключаются по правилам, установленным в соответствии с Земельным кодексом, соответственно для заключения соглашений о возмещении убытков, причиненных в связи с установлением ЗОУИТ, соглашений о выкупе земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, возмещении за прекращение прав на земельные участки, использование которых в соответствии с их разрешенным использованием невозможно, в связи с установлением ЗОУИТ.

В данных случаях убытки собственников строений, связанных с их сносом/приведением в соответствие, определенные исходя из рыночной стоимости таких объектов и иных убытков, связанных со сносом или приведением их параметров или разрешенного использования (назначения) в соответствие с установленными ограничениями, в том числе упущенная выгода.

Убытки возмещаются (подробнее - в ч.41 ст.26 342-ФЗ от 03.08.2018 г.) собственниками магистральных газопроводов, в целях предупреждения негативного воздействия которых устанавливаются ЗМР, если земельные участки были приобретены или предоставлены и (или) строения возведены, созданы до дня ввода в эксплуатацию соответствующего трубопровода либо после дня ввода в эксплуатацию соответствующего трубопровода при выполнении хотя бы одного из следующих условий: а) непредставление сведений о месте нахождения трубопровода в уполномоченные орган государственной власти или орган местного самоуправления; б) наличие согласования с организацией - собственником (правообладателем) системы газоснабжения или уполномоченными ими организациями, если будет установлено, что указанное согласование выдано с нарушением требований законодательства, действовавших на дату его выдачи.

Убытки возмещаются уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления в случаях, если строения возведены, созданы на основании необходимых для этого согласования и (или) разрешения, выданных этими уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, и в соответствии с ними, за исключением случаев, упомянутых в предыдущем абзаце.

Убытки возмещаются уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предоставившими земельный участок, вид разрешенного использования которого допускает строительство зданий, сооружений, или принявшими решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусматривающий такое строительство, в случаях, если для возведения, создания зданий, сооружений в соответствии с законодательством не требуется получения разрешения на строительство, за исключением случаев, упомянутых в двух предыдущих абзацах.

При расчете размера возмещения убытки определяются исходя из параметров зданий, сооружений, соответствующих установленным требованиям, требованиям разрешений на строительство (ч. 42 ст. 26 342-ФЗ от 03.08.2018 г., п. 5 ст. 57.1 ЗК РФ).

Подводя итоги

1. По нашему мнению, на сегодняшний день проблема ЗМР магистральных газопроводов решена удовлетворительным образом. Идеального решения быть не может, т.к. "совместными усилиями" властей, собственников участков и вдладельцев трубопроводов ситуация формировалась более 60 лет. Участки для строительства предоставлялись в ЗМР, строения регистрировались в том числе по "дачной амнистии", газотранспортные организации не проявляли необходимой оперативности в оповещении собственников участков о их нахождении в ЗМР. В одночасье все привести в красивое состояние не возможно из-за цены вопроса в несколько триллионов рублей. Как нам кажется, принято правильное политическое решение. Во-первых, у газового монополиста отобрана дубина сноса домов: ЗМР в основном исключены из ЕРГН, а без этого решения о сносе в целом не возможны. Во-вторых, Правительство явно не спешит утверждать Положение о ЗМР магистральных газопроводов. Возможно, что это не будет сделано еще несколько лет. В-третьих, теперь тем собственникам, которые ни в чем не виноваты, полагается компенсация за снос их домов в ЗМР. Остальным - нет, и дома будут сноситься.

2. Ключевым вопросом чтобы компенсация собственникам сносимых строений в ЗМР выплачивалась будет соблюдение ими "добросовестности, разумности и осмотрительности" при строительстве /5/. Абсолютно очевидно, что отсутствия ограничений на участок в ЕГРН, а также регистрация права на строение Росреестром - не достаточно, чтобы считать, что эти условия выплнены.

Собственно побудительным мотивом написания данного поста было наше участие в анализе загородного дома, который оказался на границе ЗМР, и споры с риэлтором продавца, который ("не обыкновенный риэлтор, а юрист с 30-летним стажем") убеждал нас, что "все в поселке согласовано и все в порядке". - Флаг в руки. В данном поселке около 100 участков в ЗМР магистрального газопровода, на части участков есть построенные дома. При этом охранная зона этого магистрального газопровода - в ЕГРН. Следовательно: к сносу домов - приготовиться!

3. Чтобы ситуация с ЗМР совсем устаканилась, надо еще кое-что подкрутить. Например, надо "поставить на вид" трубопроводним монополистам. Прекратите казаться роялистами больше, чем сам король. Посмотрим на ущерб от аварий на газопроводах. 2018 год. "Рекордные" 8 аварий. Ни одного пострадавшего, ущерб третьим лицам отсутствует. При этом как было, так и есть, предположим, - 1,5 млн строений в ЗМР плюс-минус 1%. Аналогично - предыдущие годы. 2009 год. Москва, rрупнейшая авария на ул. Озерной, факел огня высотой 200 м, 5 пострадавший, жертв нет, повреждено 70 машин. Возможно, за 10 лет сосульками убило больше людей, чем при авариях на газопроводах.

Ни в коем случае не призываем снижать ЗМР или попустительствовать их нарушителям. Но и не надо собственников ставить на дыбы. Все хорошо в меру. Вполне достаточно "показательных процессов" по сносу домов в ЗМР с их широким освещением в СМИ, в том числе - для "юристов с 30-летним стажем " и их клиентов. "Охоту" устраивать на всех нарушителей не следует.

4. Все сказанное по отношению к магистральным газопроводам относится также и к нефтепроводам и нефтепродуктопроводам. Для нефтепроводов ЗМР несколько меньше. Акцент на магистральные газопроводы сделан по причине того, что их в стане 175 тыс. км, а прочих - 75 тыс. км.

5. Продавцы и покупатели, а также их риэлторы, не надейтесь друг на друга: тщательно проверяйте объекты загородной недвижимости.

Источники

1. Трубы горят - стареющие газопроводы в тени строек века "Газпрома": https://www.interfax.ru/business/644278, 27.12.2018

2. "Дома на трубе": игра в молчанку, "МК", 01.11.2019 г.

3. Справка ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБОБЩЕНИЯ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О СНОСЕ ЖИЛЫХ, ДАЧНЫХ И САДОВЫХ ДОМОВ,А ТАКЖЕ ИНЫХ ПОСТРОЕК, НАХОДЯЩИХСЯ В ОХРАННОЙ ЗОНЕ И ЗОНЕ МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫХ РАССТОЯНИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ, утверждено Постановлением Президиума Пермского краевого суда 30 октября 2015 года.

4. Судья КС вступился за дачников в споре с «Газпромом» о сносе домов. Компенсации могут составить миллиарды рублей: https://tvrain.ru/teleshow/notes/ks_gazprom-490598/ , 01.08.2019.

5. Постановление Конституционного суда РФ от 03.07.2019 № 26-П с особым мнением судьи Гаджиева Г.А.

6. Решение №2-108/2019от 22.02.2019 Пестречинского районного суда Республики Татарстан.

7. Решение № 2-103/2019 от 25.06.2019 Кайтагского районного суда Дагестана.

8. Решение № 2-1044 от 15.04.2019 Сергиево-Посадского городского суда Московской области.

9. Решение № 2-1436/2019 от 20.02.2019 Щелковского городского суда Московской области.

Комментарии 16
елена смирнова8 января 2020, 0:18

В погоне за прибылью всем на все плевать. Пример. Дом ЖК "Серебряный бор" построен мало того, что на территории стадиона "Октябрь" в парковой зоне с вековыми соснами, которые были все вырублены на территории стройки, так еще в непосредственной близости с газораспределительной подстанцией, труба там газовая диаметром более полуметра возвышается над забором станции - отличная мишень для терракта, и тогда уж мало не покажется. По этой причине не рискнула себе купить там квартиру, хотя планировки отличные, и виды из окна супер. Не хочу жить на пороховой бочке.

Ответить
Геннадий Савинов8 января 2020, 13:59

Правильное решение, Елена. Опасное место: 4 трубы диаметром от 500 мм с давлением 5,5 и 12 атм заходят в ГРС из земли. Надо чтобы удаление было от 150 м, а не 50 м, хотя для населенных пунктов есть другие СНиП, разрешающие меньшие расстояния. Города - это вообще сплошные нарушения.

Маргарита Колпакова13 января 2020, 16:06

Вот прям интересно, если документ, официально выданный гос органом ( Росеестром) не является доказательством невиновности владельца дома, то какой, интересно, должен быть более весомый документ, чем документ, выданный гос органом?! Автор, почитай для начала назначение Росеестра, прежде чем такие вещи тут писать

Ответить
Зайнулина Наталия13 января 2020, 16:10

Начнем с того, что и охранные зоны трубопроводов, и ЗМР являются ЗОУИТ. То есть является элементом правового режима земельного участка. Правовой режим земель устанавливается актом органа представительной власти или органа местного самоуправления, но ни как в судебном порядке.
Что касается судебных решений, то в основе этих решений право отсутствует. Все решения основанны на логических ошибках в основе которых лежат когнитивные нарушения. Какие именно:
1. Предпочтение нулевого риска.
С 1997 года федеральным законом «О промышленной безопасности ОПО» на владельцев ОПО возложена обязанность соблюдения административного регламента в области промышленной безопасности независимо от даты и места строительства ОПО.

Публичное право не может быть изменено соглашением частных лиц или решением суда. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права в невозможно, так как вещное право Истца на пользование неисправным опасным производственным объектом (ОПО) не нарушено действиями третьих лиц, а ограничено законом. Эксплуатация ОПО без положительного заключения экспертизы обоснования промышленной безопасности, а также без страхования ответственности подвергает смертельной опасности неограниченный круг лиц.

Однако суды предположили, что именно от их решений будет зависеть безопасность людей.
Между тем безопасность людей достигается неукоснительным соблюдением владельцами ОПО административного регламента в области промышленной безопасности, запрещающего эксплуатировать ОПО без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности и без страхования ответственности. Такое ОПО законом приравнивается к неисправному объекту. Истецы обычно скрывали это и от суда, и от Ответчиков. В
материалах дела обычно отсутствует заключение экспертизы промышленной безопасности на ОПО (заключение на обоснование промышленной безопасности ОПО), а также доказательство страхования гражданской ответственности при эксплуатации ОПО.
Однако в случае взрыва неисправного ОПО за последствия взрыва будет ответчать тот судья, который своим решением преодолел запрет публичной нормы права, и позволил эксплуатацию неисправного и незастрахованного опасного производственного объекта.
Судебное решение не может преодолеть норму закона, запрещающее эксплуатировать неисправное ОПО.
Одновременно, преодолев запрет нормы права судебным решением, суды, привлекали Ответчиков в гражданском процессе к административной ответственности в области, промышленной, строительной безопасности, а также в области порядка землепользования, применив обратную силу законов, не действовавших на дату возведения строений, что не отвечает целям и задачам гражданского процесса.
Следовательно, судв нарушали повсеместно положения ст. 10 Конституции РФ о самостоятельности ветвей власти, фактически взяв на себя функции исполнительной ветви власти в РФ, что является уголовным преступлением и охватывается признаками ст. 286 УК РФ.

Это стало возможным, так как при обращении в суд истец скрыл, что его вещное право на эксплуатацию неисправного ОПО не нарушается действиями третьих лиц, а ограничено законом.

Сокрытие такой информации также является уголовным преступлением. Обращаясь в суд к гражданам с требованиями о сносе, Истец скрывал от судов информацию об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237 УК РФ), что является также злоупотреблением права на судебную защиту.

Сокрытие информации является обманом. Поэтому массовое лишение граждан права собственности на дома и постройки попадает под действие ст. 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотреблением доверия».

2. Эффект мнимой правды.  
Тенденция верить сведениям, которые повторяют много раз. Многократная ошибка, допущенная многими судьями, привела к судебному прецеденту не только на уровне Верховного суда РФ, но и Конституционного суда РФ. Теперь, даже понимая свою ошибку, чтобы не подвергать сомнению свое положение, никто из судебной власти не захочет обнародовать эту ошибку.

Ответить
Геннадий Савинов13 января 2020, 17:01

Уважаемая Наталья Зайнулина. Спасибо за интересное мнение. Возможно Вы отнесли меня к сторонникам сноса домов в ЗМР. Это не так. Главный посыл блога был в другом: "Застройщики, будте внимательны по отношению к магистральным трубопроводам, иначе падете под снос", поскольку "Не так страшен закон, как правоприменительная практика" (с).

AndreiCo14 января 2020, 14:40

Так можно было бы и ещё по-авторски широко размазать: не всё, что законно - справедливо, а то, что справедливо - законно... А главный посыл блога вполне понятен. Причем, это - прямой посыл на.. ни в чем не виноватых простых людей в угоду сверхприбылей монополий!

Зайнулина Наталия13 января 2020, 16:38

Да, и ещё, уважаемый автор, в этом году только в Сергиево посадском районе Московской области ООО Газпром трансгаз Нижний Новгород было заявлено более 10 аналогичных исков к гражданам. Вопрос не решён, так как Газпром не желает вкладываться в безопасность граждан, проводить обоснование промбезопасности, а также проводить компенсационные технические мероприятия в рамках этих обоснований. При этом бездействие органов Ростехнадзора в полном объеме указывает на наличие коррупционной составляющей.

Ответить
Геннадий Савинов13 января 2020, 17:07

Вопрос решен в том смысле, что прочим собственникам, попавшим в ЗОУИТ, еще хуже, т.к. п.п. 8,9 и 13 ст. 57.1 ЗК РФ будут применяться к ЗМР (их сейчас нет в ЕГРН), а к другим ЗОУИТ - нет, т.к. они во множестве уже в ЕГРН (ООПТ, ОЗ ЛЭП, ОЗ памятников культурного наследия).

AndreiCo14 января 2020, 14:29

Уважаемый автор! А в каком смысле этот вопрос решен и чем нам легче? К примеру, вот, ответ из ОП РФ от 13.01.2020 : "Нами предпринимаются определенные попытки рассмотреть данный вопрос, но имеются определенные сложности, так как в свое время решение по данному вопросу уже принималось, в том числе Президентом Российской Федерации.
На сегодняшний день задержка вызвана рассмотрением вопроса на уровне Государственной Думы и Совета Федерации." Может, используя журналистский дар, сможете перевести сию цитату на человеческий язык ?

Геннадий Савинов14 января 2020, 18:34

Уважаемый AndreiCo! Из приведенного фрагмента ответа ОП не ясно даже, о каком вопросе идет речь. ЗОУИТ и ЗМР - очень объемная тема, и вопросов соответственно множество. Если Вам интересно мое мнение, присылайте на мою почту ( есть в "Подробнее" на моей странице этого сайта) полный текст обращения в ОП и полный ответ ОП. Предварительно могу сказать, что Путин давал поручение "отстать" от тех собственников в ЗМР, "которые ни в чем не виноваты". Как я понимаю 342-ФЗ и ст. 57.1ЗК РФ, поручение президента выполнено, если речь идет про строения в ЗМР: муниципалитет согласовал строительство - компенсация, собственник трубы не уведомил - компенсация, участок предоставлен с видом испльзовния, предусматривающего строительство, без необходимости согласования строительства ("дачная амнистия") - компенсация. Можно ли узнать, какой у Вас случай, поскольку Вы считаете, что "вопрос" не решен?

Маргарита Колпакова13 января 2020, 16:43

В Томской области в начале января 2020 года у многодетной семьи на руках оказалось решение о выселение НА УЛИЦУ, а в статье-типа нет ни одного решения

Ответить
Маргарита Колпакова13 января 2020, 16:45

Также в статье нет ни одного слова о новых изменениях к снипам, принятые в 2019 году.

Ответить
Маргарита Колпакова15 января 2020, 11:20

Список обязанностей данного ведомства можно свести к ряду функций: Контроль за землеустройством. Отслеживание работы госфонда данных о недвижимом имуществе в РФ. Проведение экспертиз правоустанавливающих документов, поданных в ведомство. Регистрация всех сделок с недвижимостью, учёт лиц, владеющих объектами (приём и рассмотрение документов, выдача свидетельств и т.п.). Ведение Единого госреестра прав на недвижимость и сделок с ней. Создание и внесение изменений в госкадастр недвижимости и госреестр кадастровых инженеров (плюс – саморегулируемых организаций, осуществляющих оценку объектов). Проведение мониторинга ЗУ (кроме земель с/х назначения). Предоставление сведений о зарегистрированных объектах и их собственниках по запросу граждан и уполномоченных лиц. Лицензирование деятельности, касающейся недвижимого имущества (геодезической, картографической и т.п.). Организация государственной кадастровой оценки ЗУ. Ведение топографических карт и планов различного формата. Создание, ведение и контроль за местными отделениями Росреестра. Ведение и обновление сведений в информационных системах (как бумажных архивов, так и электронных баз данных).
Тогда вопрос вопрос - какой еще документ и из какой инстанции может быть главнее (важнее), чем документ, выданный Росеестром, учитывая функциональные обязанности данного органа?

Ответить
Светлана Луговых15 января 2020, 13:03

Уважаемый автор. Большое спасибо за статью.

Какая судьба ждет северные города? город Пыть-Ях с населением 40 тыс человек почти полностью находится в ЗОУИТ.
Сургут , с населением 450 тысяч на треть в зоне , а Когалым - наполовину. Ширина зоны в районе Пыть-Яха -12 км.
В центральной прессе не освещали ситуацию с трубами в ХМАО.

Разве можно сносить вокзалы, 5-9этажные дома, школы, магазины, аквапарки, бассейны, поликлиники, церкви, офисные помещения нефтяных компаний и нефтехранилища? У всех этих строений нет никакого согласования на строительство, в силу того, что труба проложена в 2017 году и тогда же на картах росреестра появились зоны.

Каким образом будет обеспечиваться безопасность людей?
Есть ли в законах такой механизм?
И нельзя ли этот механизм применить для защиты людей, живущих в маленьких частных домиках рядом с трубой?

Ответить
Геннадий Савинов15 января 2020, 15:48

Уважаемая Светлана Луговых. Спасибо за мнение. Насколько я знаю, проблема ЗМР и появилась в информационном поле из-за того, что половина Когалыма оказалась в них. Наверное, были и решения о сносе или запреты на строительство в этом городе. Вспомним, что в ЗМР нет категоричного запрета на размещение зданий и сооружений. Надо согласовать. Естественно, кроме причалов, набережных, дамб и пр. подобного ничего в ЗМР, которая 75-350 м, не согласовывали. По ЗМР в 5000 м от оси трубы (для вечной мерзлоты), полагаю, что будут согласовывать всем или хотя бы друзьям, а остальным - отказывать. "Вокзалы, 5-9этажные дома, школы, магазины, аквапарки, бассейны, поликлиники, церкви, офисные помещения нефтяных компаний" останутся на месте. Признаться, не понимаю механизм поражающего фактора взрыва в 5000 м. Возможно, что здесь есть резервы для снижения ЗМР. А если горько пошутить , то по закону ЗМР сегодня не должно быть в ЕГРН, появятся после 04.08.2018, значит, монополисты могут требовать сноса всего, в том числе своих собственных офисных помещений. Что касается ЗМР не для вечной мерзлоты, то "резервы" здесь объективно гораздо меньше, но есть. Например, те же толщины стенок трубы позволяют уже сегодня уменьшать ЗМР. Магистральный путь, на мой взгляд, такой: снос практиковать в исключительных случаях, в первую очередь для злостных нарушителей, кторые знали, но все равно строили, для остальных же - обесценивать недвижимость путем свободного публичного доступа к информации, что объекты в ЗМР, тогда собственники будут сдерживаться от строительства в ЗМР. Те же собственники строений в ЗМР, которые реально "ни в чем не виноваты", могут рассчитывать на компенсацию по ст. 26 закона 342-ФЗ. Сегодня им "повезло" несравнимо больше, чем всем остальным в ЗОУИТ, которым народные избранники вообще отрезали возможность на защиту своих прав.

Светлана Луговых15 января 2020, 18:48

Механизм поражения в радиусе 5000 метров очень простой. В Пыть-Яхе труба проходит через центр города. Нестабилизированный газоконденсат при авариях на трубопроводах по мировой статистике имеет радиус поражения 2400м.
Очень жаль, что в законах не предусмотрен перенос трубопроводов.

редакцияeditorial@cian.ru