недвижимостьЦИАН - база объявлений о продаже и аренде недвижимостиhttps://www.cian.ru/help/about/rules-legal/Город

«Город для людей»: как в Екатеринбурге должны выглядеть пешеходные улицы

1 195
«Город для людей»: как в Екатеринбурге должны выглядеть пешеходные улицы
Циан.Журнал рассказывает о том, как предлагают изменить улицу Вайнера и что об этом думают эксперты, почему другая пешеходная улица Екатеринбурга, Красноармейская, тоже нуждается в переменах и какие еще городские улицы можно сделать свободными от машин.

К 2023 году, когда состоится 300-летие Екатеринбурга, в городе планируют представить обновленную пешеходную улицу Вайнера, которую еще называют «уральским Арбатом». Согласно опубликованным 6 сентября концепциям, на улице хотят посадить деревья (которых сейчас нет), поставить стелу, сделать новую подсветку и другое. Вайнера также планируют освободить от наружной рекламы. Мнения екатеринбуржцев по поводу реконструкции разделились: многие раскритиковали эти планы.

Как предлагают изменить главную пешеходную улицу

Вайнера не всегда была полностью пешеходной. Исторически эта улица выполняла торговые функции: во времена Российской империи здесь располагались магазины и лавки. К началу 1990-х на Вайнера сформировался вещевой рынок: участок от Ленина до Малышева полностью заполнили киоски и ларьки. В 2000-е власти решили освободить Вайнера от рынка и обустроить тут пешеходную улицу. Пространство стало известным благодаря обилию скульптур (к примеру, памятников Гене Букину и Майклу Джексону), шуму от местных заведений и навязчивой наружной рекламой.

Актер Виктор Логинов с памятником своему герою на улице Вайнера 


В 2017 году партнер архитектурного бюро «Гордеев-Демидов», архитектор Борис Демидов обобщил мнение многих горожан: главная пешеходная улица Екатеринбурга нуждается в «скорейших преобразованиях». «Общее архитектурное решение улицы давно устарело и требует нового современного прочтения. Покрытие тротуара и подземные переходы — единственное, что не требует обновления. Остальное уже никуда не годится — скамьи, урны и цветочницы давно пора отправить в близлежащий районный центр. Уличные фонари освещают сами себя, совершенно не оставляя на тротуаре никаких признаков света», — заявил Борис Демидов. По его словам, нужен глубокий анализ проблем улицы с участием творческой интеллигенции, всех неравнодушных к этим проблемам горожан и местных властей. О реконструкции Вайнера говорили и в 2019 году: тогда проект показали на форуме строительства Forum 100+ Russia.

6 сентября 2021-го главный архитектор Екатеринбурга Андрей Молоков представил четыре концепции реконструкции пешеходной улицы. Первая выполнена компанией «МТ Электро» вместе с архитектурным бюро Archinform и акцентирована на световизуальном оформлении улицы. Пространство Вайнера предлагают формировать с помощью вытянутых световых скамеек с клумбами.

Фото: проект компании «МТ Электро» 

Между скамейками, по версии архитекторов, могли бы образовываться небольшие площади — например, площадь музыкантов‚ площадь фанатов и площадь всех субкультур. 

Фото: проект компании «МТ Электро» 

Участок от Малышева до Радищева авторы концепции планируют посвятить искусству и расположить там ажурные выставочные конструкции с подсветкой. На отрезке у ТРЦ «Гринвич» предлагают проводить мероприятия на световой мобильной конструкции.

Фото: проект компании «МТ Электро» 

Вторая концепция, выполненная специалистами УрГАХУ, концентрируется на историчности улицы. Через единый  светлый и современный дизайн малых архитектурных форм архитекторы хотят объединить город в общее пространство. 

Фото: проект УрГАХУ

Авторы проекта предлагают высадить на Вайнера деревья, а на пересечении с Театральным переулком поставить крупные часы. 

Фото: проект УрГАХУ

Еще один вариант, который предложила компания «УралДорТехнологии», предполагает полностью поменять плитку, высадить деревья, добавить бетонные скамейки и малые архитектурные формы.

Фото: проект компании «УралДорТехнологии»

Четвертый проект, созданный бюро «Архитек», разделяет улицу на три функциональные полосы, где центральная служит для размещения зон отдыха, а крайние — для транзитного движения пешеходов. 

Фото: проект бюро «Архитек»

В этом проекте на Вайнера нашлось место даже для Киану Ривза 


Согласно концепции, на пересечении с улицей Попова сформирована небольшая площадь, которую будут использовать уличные музыканты. В начале и в конце проектируемого участка оставлены зеленые участки без зон отдыха.

Фото: проект бюро «Архитек»

До 20 сентября жители могли оценить все концепции и ответить на вопросы о реконструкции улицы на сайте мэрии. Преобразование Вайнера от проспекта Ленина до Малышева начнется весной 2022 года.

Что не так с проектами

После публикации концепций горожане стали активно обсуждать будущее Вайнера. Партнер архитектурного бюро Latoon, урбанист Владимир Злоказов заявил, что пешеходная улица не нуждается в глобальной реконструкции. «Местами нужно переложить плитку (не меняя), чтобы восстановить нормальный сток воды. Две вещи нужно добавить: наземные пешеходные переходы на Малышева и Радищева, чтобы улучшить условия для движения пешеходов, велосипедов и СИМов, а также посадить наконец деревья. [...] Не надо опять здесь все раскапывать и перекладывать!», — написал Владимир Злоказов. Урбанист убежден, что власти должны обращать большее внимание на другие улицы.

Городской активист Дмитрий Москвин считает, что ни одна концепция реконструкции не отвечает на вопрос о том, как улицей будут пользоваться разные группы горожан. «Главная проблема улицы касается озеленения. На Вайнера невозможно сделать зеленые насаждения из-за подземных коммуникаций. На одном из эскизов предложено установить зелень в кадках, но это проблематично: во-первых, эти растения нужно регулярно поливать, но скорее всего это не будет предусмотрено, во-вторых, зимой их корневая система будет находиться над землей и защищать от мороза ее будет только тоненькая стена кадки. Этого будет явно недостаточно», — сказал Дмитрий Москвин.

Высказались и другие горожане. Ресторанный критик и публицист Яков Можаев предложил высадить по всей длине улицы взрослые и большие деревья, учредить отдельную службу клининга, продумать и претворить в жизнь стиль променада. «На улице должна появиться ресторанная зона в едином ключе, в двух ипостасях — зимняя и летняя, чтобы городские заведения могли встать там своими корнерами», — написал публицист. А главный редактор «Эха Москвы» в Екатеринбурге Максим Путинцев убежден, что не нужно копировать московские проекты типа Никольской и Арбата, а в больших изменениях Вайнера и не нуждается. «Пускай здесь играют уличные музыканты, рисуют художники, торгуют продавцы сувенирами, а по выходным открывается блошиный рынок, как в почти любом европейском городе. Чем больше активностей, тем лучше. И этого уже будет более, чем достаточно», — высказался Максим Путинцев.

Главный архитектор Екатеринбурга Андрей Молоков ответил на претензии к подходу мэрии так: «Этот участок, на наш взгляд, недостаточно благоустроен для уровня Екатеринбурга. Те малые архитектурные формы, которые сейчас есть, уже морально и физически устарели. Мы видим варианты в других городах, какое там может быть освещение. Исходя из того, что Вайнера является визитной карточной города, ее нужно всегда поддерживать, холить и лелеять. Решение о благоустройстве было принято в 2019 году, и те концепции, которые мы видели, находились в разработке с того же времени».

Как следует изменить Вайнера: мнения экспертов

13 сентября на обсуждении проектов реконструкции Вайнера руководитель отделения «Городских проектов» в Екатеринбурге Александр Свалухин предложил сделать на Вайнера наземные переходы вместо нынешних подземных. Как рассказал «Циан-журналу» Александр Свалухин, из-за двух подземных переходов по улице некомфортно передвигаться примерно 30% горожан. «Лифты для маломобильных — еще один элемент барьерной среды. Там обитают бездомные, можно наступить на экскременты, а еще нужно пройти через восемь дверей: четыре лифтовых и четыре распашных. Эти два перехода нужно продублировать «зебрами» со светофорами. На ситуацию с пробками это никак не повлияет, зато сделает перемещение горожан и гостей города ощутимо комфортнее», — объяснил активист.

Фото: «Городские проекты в Екатеринбурге»  

«Городские проекты» считают, что на Вайнера следует высадить деревья, контролировать запрет аудиорекламы, по-другому организовать общественное пространство (то есть переосмыслить «морально устаревшие малые архитектурные формы и плохое зонирование») и убрать «кричащие вывески, внедрив дизайн-код».

Фото: «Городские проекты в Екатеринбурге»  

Урбанист Владимир Злоказов в разговоре с «Циан-журналом» усомнился в том, что всю улицу Вайнера стоило делать пешеходной. Он пояснил, что улицы превращают в пешеходные, как правило, если пешеходный поток по ним сильно превосходит транспортный и сохранять транспортную составляющую представляется нерациональным. В этом смысле Вайнера, по мнению Злоказова, от Ленина до Малышева — неплохой пример, однако последующие участки — от Малышева до Радищева и особенно от Радищева до Куйбышева — вызывают сомнения общественника. Нужно ли было делать их пешеходными? Не факт», — говорит Владимир Злоказов. 

Как говорит урбанист, в первую очередь пешеходными имеет смысл делать торговые улицы, но подходить к этому нужно очень сдержанно. В некоторых случаях достаточно оптимизировать пространство, используемое для транспорта, но не убирать его полностью. В других ситуациях можно убрать транзитное движение личных автомобилей, но оставить движение общественного транспорта, считает Злоказов.

Какие еще улицы предлагают сделать пешеходными и зачем это надо 

В Екатеринбурге не так много пешеходных улиц. Показателен пример Красноармейской от Энгельса до Карла Маркса, которую в 2015-м переделали из проезжей в пешеходный бульвар. Это был локальный проект для жителей квартала. Чтобы создать большую прогулочную зону, авторы проекта планировали продолжить улицу до Куйбышева и связать ее с парком Павлика Морозова. Однако дальше слов не пошло. «Надо было не только сделать пешеходный бульвар, созвучный с архитектурой зданий, но и отрегулировать пешеходные потоки, организовать загрузки магазинов и уборку территории. Волновала нас и стоимость. Но самое главное — это создание комфортной среды для жителей квартала», — рассказывал Валерий Гаранин, главный архитектор компании «Атомстройкомплекс», которая занималась проектом.

Александр Свалухин из «Городских проектов» считает, что пешеходная Красноармейская очень короткая и ведет «из ниоткуда в никуда». «Чтобы привлечь пешеходов и сделать их пребывание на улице более комфортным, можно сделать переходными еще два участка: от Энгельса в сторону Малышева и от Маркса в сторону Куйбышева. Такой, как Вайнера, эта улица все равно не станет: рядом нет мощных точек притяжения — крупных торговых центров или транспортных узлов», — заключил урбанист. Владимир Злоказов добавляет, что пешеходная Красноармейская — неплохой проект: «По этой улице никогда не было большого пешеходного потока в силу ее тупиковости. В принципе, поскольку транспортная роль этого участка никогда не была высокой, нельзя сказать, что это плохой проект. В районе стало больше прогулочных зон без каких-то заметных последствий для автотранспорта.

«Городские проекты» предлагают развивать и делать пешеходными другие пространства: переулки Банковский и Театральный, улицы Володарского, Урицкого, Толмачева (между Ленина и Малышева), участок Пролетарской вдоль Литературного квартала. 

Фото: проект реконструкции Театрального переулка от КБ «Стрелка» и АБ «Ин.форм»

Фото: проект реконструкции Банковского переулка от КБ «Стрелка» и АБ «Ин.форм»

Часть улицы Попова между Вайнера и Хохрякова урбанисты рекомендуют закрыть от машин, а участок 8 марта между Малышева и Радищева, где много старинной архитектуры, в будущем стоит сделать трамвайно-велосипедно-пешеходным. 

«Город, прежде всего, для людей. Нужно понимать, что автомобилепользование — это не стихия, с которой невозможно совладать. Город должен способствовать тому, чтобы люди, владеющие машинами, пользовались ими реже — условно, использовали их, в основном, для поездок на дачу или в отдаленные торговые центры типа „Меги“», — говорит Александр Свалухин.

Как считает урбанист, для уменьшения числа автомобилей на дорогах следует повысить стоимость платной парковки или ввести платный въезд в центр, а также предоставить горожанам быстрый, современный и просторный общественный транспорт, создать велодорожки и пешеходные пространства. «Создание условий для комфортного движения пешком — важная часть правильной городской стратегии. И тут дело не только в появлении новых пешеходных улиц, но и в том, что существующие улицы нужно делать комфортными для людей: активно сажать новые деревья, расширять тротуары, обеспечивать безбарьерную среду, снижать шумовое загрязнение и загрязнение выхлопными газами», — заключает Александр Свалухин.

Комментарии 0
редакцияeditorial@cian.ru